Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Дело Маттеи» Франческо Рози


«Дело Маттеи» (режиссер Франческо Рози) с обретшим заслуженную популярность талантливым актером Дж. М. Волонте.
Может показаться странным, что кинофильм «Дело Маттеи», получивший высокое международное признание на последнем фестивале в Каинах, наряду с фильмом Э. Петри «Рабочий класс идет в рай»… был воспринят в самой Италии с гораздо меньшим энтузиазмом.


Впрочем, психологически это можно понять. Дело в том, что съемкам фильма «Дело Маттеи» предшествовал трагический эпизод — убийство мафией журналиста, сотрудника левой газеты «Оре» Мауро Де Мауро, которому было поручено изучить по часам, где был, что делал, с кем встречался перед своей гибелью прототип главного героя фильма — реальный Маттеи. После исчезновения Мауро Де Мауро итальянцы ждали от кинокартины каких-то сенсационных разоблачений. Но такие претензии вряд ли закономерны по отношению к художественному произведению, тем более что, хотя фильм не называет имен конкретных преступников (очевидно, это — дело не кинематографистов), он отмечен страстным протестом против самой системы, порождающей подобные преступления.


Энрико Маттеи, участник антифашистского движения Сопротивления, создавший я послевоенные годы одну из крупнейших в мире нефтяных компаний и тем самым, по существу, положивший начало государственному сектору в итальянской экономике, был безусловно незаурядной, хотя и противоречивой личностью.


Воплощение его на экране Дж. М. Волонте — одна из крупнейших актерских удач итальянского кино последнего времени. Маттеи в его исполнении человек целеустремленный, почти одержимый, пренебрегающий личным благополучием и даже безопасностью ради осуществления поставленной цели. Идя к ней прямо, напролом, он не только пренебрегает условиями «игры», принятой в деловом мире Запада, но и бросает ему один за другим открытые вызовы.

Италия почти не имеет собственной нефти, и Маттеи в условиях «холодной войны» и попытки установить экономическую блокаду вокруг Советского Союза едет в Москву, чтобы заключить там торговые контракты. Одновременно он предлагает слаборазвитым в экономическом отношении странам — производителям нефти — более льготные условия, чем те, которые навязаны им американскими компаниями.

Отдавая отчет в необходимости развития Юга Италии, но, конечно, не забывая и о выгодах, которые это может принести, он планирует строительство в Сицилии крупного нефтехимического комплекса, угрожая тем самым разрушить существующие до сих пор на острове полуфеодальные отношения.


Фильм показывает, как деятельность Маттеи восстанавливает против него силы международной и внутренней итальянской реакции. Невидимое, но явно ощутимое кольцо плетущихся против него интриг сжимается, и вот наступает трагическая развязка. Вылетев на личном самолете из Сицилии, Маттеи погибает я авиационной катастрофе. Её обстоятельства так и остались невыясненными: самолет взорвался в воздухе. И все же конец фильма оптимистичен. Маттеи, конечно, не был революционером, но дело, за которое он боролся и погиб, имело прогрессивное для Италии значение. И оно пережило своего вдохновителя»
(Прожогин Н. По ту сторону рая // Советский экран. 1972. № 15. С. 17)