Найти тему
Петр Власов

«Убийца крейсеров»: «атака века» времен 1-й мировой войны

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

22 сентября 1914 года произошло поистине сенсационное событие – и не только в истории Первой мировой войны. Немецкая подводная лодка U-9 водоизмещением 490 тонн и с экипажем в 25 человек всего за один час утопила три английских броненосных крейсера общим водоизмещением 36.000 тонн; при этом погибло без малого 1.500 англичан – больше, чем в Трафальгарском сражении, самом кровавом за всю предыдущую историю британского флота! Атака U-9 стала не только увесистой оплеухой «Владычице морей», но и ознаменовала собой кардинальные изменения в методике ведения войны на море. Потопление сразу трех крупных боевых кораблей доказало боеспособность и важность подводных лодок, на которые до этого смотрели, как на экзотические игрушки, более опасные для собственных экипажей, чем для противника. Теперь же тяжелые, нашпигованные мощными орудиями самых крупных калибров корабли, на протяжении нескольких столетий являвшиеся ударной силой флотов, решавшей исход морских сражений, оказались бессильными перед небольшими подводными лодками, скрывающимися в глубине морей. Заговорили даже о том, что большие наводные корабли отжили свой век, и что наступает новая эпоха войны на море – ударов из-под воды. А имя командира U-9 Отто Веддигена (1882-1915) стало известно по обе линии фронта; одни произносили его с восторгом, другие – с проклятиями. Но именно после встречи с Веддигеном английские корабли стали передвигаться в море только противолодочным зигзагом, а их капитанам было запрещено останавливаться и подбирать из воды тонущих моряков!..

Немецкая почтовая открытка периода 1-й мировой войны
Немецкая почтовая открытка периода 1-й мировой войны

Как же была проведена эта атака?

К началу 1-й мировой войны самыми сильными флотами в мире были английский и германский. Противостоявшие друг другу по обе стороны Северного моря, они годами совершенствовались, «съедая» огромнейшие государственные средства; однако с объявлением войны ни английский. ни германский флот долго не предпринимали никаких крупномасштабных действий, опасаясь мощи друг друга. Немцы сосредоточили все усилия на обороне Вильгельмсгафена — главной базы своего флота, заваливая минами все подходы к Гельголландскому заливу. Но британский флот, вопреки ожиданиям немцев, вовсе не спешил там появляться. Свои стратегические задачи англичане намеревались решить посредством дальней блокады: морское командование империи считало, что приближение к Вильгельмсгафену грозит английскому флоту крупными потерями.

Для блокирования немецкого флота британское Адмиралтейство создало специальное Южное Соединение (командующий контр-адмирал А.Г. Кристиан). В него входили: 7-я эскадра крейсеров (командующий контр-адмирал Г. Кэмпбелл), состоявшая из двух отрядов по 3 крейсера, а так же 1-я и 3-я флотилии эсминцев, и 8-я флотилия подводных лодок. Перед Южным Соединением была поставлена задача своевременно обнаружить попытку немцев прорваться в Ла-Манш и, кроме того, охранять побережье Бельгии. Правда, каким образом это небольшое соединение сможет препятствовать выходу всего германского флота в море, было неясно. А тут еще испортившаяся погода заставила и без того довольно слабую эскадру разделиться: вечером 17 сентября из-за усилившегося волнения эсминцы прикрытия были вынуждены уйти в Гарвич. В результате следующие несколько дней оставшиеся в море броненосные крейсера отряда капитана 1 ранга Драммонда патрулировали в районе Доггер-банки «в гордом одиночестве» - без всякого сопровождения. Они двигались строем фронта с интервалом между кораблями в две мили, постоянным курсом (без зигзагов), со скоростью не более 10 узлов. Только к вечеру 21 сентября волнение несколько снизилось, и из Гарвича вышли в море легкий крейсер и 8 эсминцев – занять свои места в охранении патрульных крейсеров. Но они опоздали: утром 22 сентября эти крейсера были обнаружены немецкой подлодкой капитан-лейтенанта Отто Веддигена.

-3

Подлодка U-9 относилась к серии из 14 крейсерских лодок постройки 1909-1912 гг. она имела водоизмещение надводное 493 т, подводное 611 т. Размеры: 51,3х5,6х3,1 м. Двигатели: 4 керосиновых (2х300 л.с., 2х225 л.с.) для надводного хода и 2 электромотора по 580 л.с. – для подводного. Скорость: надводная от 14,2 узла, подводная 8,1 узлов. Дальность: надводная 2.400 миль, подводная 55 миль. Вооружение: 4х450-мм торпедных аппарата (2 носовых, 2 кормовых); боекомплект 6 торпед. Экипаж: 25 человек (из них 4 офицера).

На лодках этого типа стояли керосиновые двигатели Кертинга (для вывода их газов на палубе лодки за рубкой устанавливалась выхлопная труба). Мощность каждого двигателя была невысокой, и поэтому на одном валу их устанавливали по два. Хотя керосиновая силовая установка была ненадежной и взрывоопасной, в начале войны именно корабли этой серии в 1914 г. составляли основу германского подводного флота. Капитан-лейтенант Отто Веддиген командовал U-9 с 1911 г. (к началу боевых действий он имел 13-летний стаж морской службы).

U-9 вышла из Киля 20 сентября с приказом атаковать транспорты у побережья Фландрии. Не справившись с сильной волной, лодка погрузилась, и 2 дня находилась в подводном положении в районе голландского побережья, выжидая улучшения погоды. К утру 22 сентября волнение достаточно ослабло, и Веддиген дал команду на всплытие – заряжать почти иссякший за эти дни аккумулятор. Но едва подзарядка началась, как на горизонте был обнаружен корабль, и подлодка поспешно погрузилась. На малой глубине U-9 пошла навстречу противнику, изредка поднимая перископ на минуту-другую, чтобы пенным следом не выдать своего присутствия, но дать командиру возможность сориентироваться в изменениях обстановки. При этом Веддиген неверно оценил цели, приняв их за легкие крейсера типа «Бирмингем». На самом деле перед ним были броненосные крейсеры – «Абукир», «Кресси» и «Хог» (Aboukir, Cressy, Hogue).

-4

«Абукир», «Кресси» и «Хог» принадлежали к одной серии из 6 броненосных крейсеров типа «Кресси» постройки 1898-1904 гг., и обладали как одинаковым видом, так и одинаковыми техническими характеристиками. Каждый из них имел водоизмещение 12.000 т и размеры 143,9х21,2х7,9 м. Две паровые машины мощностью по 21.000 л.с. позволяли достигать максимальной скорости 21 узел. Бронепояс крейсеров имел толщину 152 мм, казематы – 127 мм, а бронированная палуба - 76 мм. Вооружение каждого крейсера состояло из 2х234-мм орудий главного калибра в носовой и кормовой одноствольных башнях, 12х152-мм орудий среднего калибра, 12х76-мм и 3х47-мм «противоминных» пушек; а также 2х457-мм подводных торпедных аппаратов. Экипаж каждого крейсера - 760 человек.

О подробностях проведения этой атаки немцами известно благодаря послевоенным воспоминаниям помощника Веддигена – лейтенанта Иоганна Шписса.

Оказавшись от противника на дистанции около 500 м, U-9 вновь подняла перископ, и Веддиген навел нос подлодки на средний крейсер из трех, шедших строем фронта. В 7.20 (по Берлинскому времени; по Лондонскому в 6.20) он отдал команду на выстрел и немедленное погружение. Помощник командира лейтенант Шписс нажал на кнопку пуска торпеды, и тут же опустил перископ. После выхода торпеды облегченную подлодку подбросило вверх, но поданный одновременно с пуском торпеды приказ на погружение заставил матросов вовремя отработать соответствующими механизмами, и бросил свободную часть команды бегом в нос лодки, создав этим дополнительный балласт для быстрого погружения. В результате U-9 так и не появилась на поверхности (что тогда случалось со многими подлодками). Если бы это произошло, то всплывшая всего в 500 метрах от противника лодка была бы обречена…

Целых полминуты, которые им показались вечностью, подводники ждали результата выстрела (дистанцию в 500 метров торпеда должна была пройти за 31 секунду). Когда же грохнул взрыв, у всех моряков вырвался крик ужаса: в то время не было опыта применения торпед из-под воды, и подводники считали, что динамический удар от взрыва торпеды, в особенности на таком близком расстоянии, может серьезно повредить и подлодку. Матросы начали осматривать внутренности корабля: нет ли где течи, и остался ли исправным рулевой привод.

Но быстрый осмотр показал, что U-9 не получила никаких повреждений. «Приведите лодку на перископную глубину!» — скомандовал Веддиген, которому не терпелось взглянуть на то, что случилось на поверхности. Лодка всплыла под перископ, и прильнувший к нему командир увидел, что торпедированный крейсер стоит без хода, погрузившись кормой в воду. Его нос высоко поднялся, и таран вышел из воды; четыре трубы крейсера сильно травили пар. С борта спускались спасательные шлюпки, переполненные людьми. А два других крейсера стояли без хода поблизости от гибнущего корабля, принимая на борт уцелевших людей.

Первой целью Веддигена стал крейсер «Абукир»
Первой целью Веддигена стал крейсер «Абукир»

В центре построения находился «Абукир»; он-то и получил в борт торпеду с U-9. Попадание было удачным: крейсер стремительно набирал воду через огромную пробоину. Попытка спрямить корабль контрзатоплением не удалась, и примерно через 25 минут после взрыва крейсер затонул. Командовавший отрядом капитан 1 ранга Драммонд решил, что «Абукир» подорвался на мине; ему и в голову не приходило, что корабль может быть торпедирован подводной лодкой. Именно поэтому он приказал «Хогу» и «Кресси» приблизиться, чтобы спасти команду «Абукира», не ведая, что этим он подставляет под торпеды еще 2 крейсера…

Увидев неподвижного противника, Веддиген приказал экипажу приготовился ко второй атаке. При этом его лодка стала напоминать дом умалишенных: люди большими группами неистово бегали взад-вперед – бросаясь то в нос, то в корму. Это старший механик старался привести лодку на ровный киль путем перемещения рулей и «живого балласта» командами: «Все в нос», «Все в корму». А в носовом отсеке шла перезарядка опустевшего торпедного аппарата. Когда Веддиген позволил Шписсу через перископ оценить сложившуюся обстановку, помощник выразил сомнение, что вражеские крейсера – легкие. Тем не менее, Веддиген не верил, что на самом деле перед ними крейсера броненосные, более крупные и тяжелые. Однако он все же решил стрелять по второму крейсеру не одной, а двумя торпедами: ведь для потопления даже легкого крейсера одной торпеды могло оказаться недостаточно. На этот раз «мишенью» для Веддигена стал «Хог», первым подошедший к погибавшему «Абукиру». Позиция для атаки была просто идеальной — крейсер находился всего в 300 метрах от U-9; немного дальше виднелся «Кресси». В 7.55, ровно через 35 минут после первого выстрела, Веддиген выпустил 2 торпеды, после чего лодка снова нырнула на 15 метров, одновременно отработав мотором назад – чтобы не столкнуться с целью.

«Абукир» тонет, торпеда поражает «Хог»…
«Абукир» тонет, торпеда поражает «Хог»…

Обе торпеды одновременно ударили в борт «Хога», и два взрыва фактически слились в один. Удар оказался смертельным: «Хог» затонул кормой вперед уже через 10 минут. Веддиген, вновь подвсплыв «под перископ», пронаблюдал за его гибелью, и молча «поделился зрелищем» со Шписсом, подпустив помощника к перископу. Удивительно, но и при гибели второго крейсера англичане еще так ничего и не поняли: «Кресси» продолжал неподвижно стоять на месте катастрофы, подбирая людей из воды, покрытой обломками, переполненными спасательными шлюпками и тонущими моряками…

Между тем напряженные нервы немецких матросов, запертых в темном чреве подлодки и не видевших того, что происходит на поверхности, уже не выдерживали. Кто-то из команды даже спросил: «Командир, как долго это будет продолжаться?». А тут еще поступил доклад старшего механика: «Батарея почти разряжена!». Ведь внезапное появление противника прервало едва начавшуюся зарядку, и U-9 пошла в атаку с лишь частично заряженными аккумуляторами. А теперь электроэнергия была почти полностью израсходована, и значит лодке, чтобы уйти, придется всплыть на поверхность. Чем это грозило подлодке в районе активных действий кораблей противника догадывался даже самый молодой и неопытный матрос…

«Кресси», наконец-то почуяв неладное, дал ход…
«Кресси», наконец-то почуяв неладное, дал ход…

Тем не менее, Веддиген продолжил атаку. На U-9 еще оставалось 2 торпеды в кормовых аппаратах и одна запасная в отсеке носовых - ее поспешно заряжали… Веддиген развернул подлодку кормой к цели и дал ход, увеличивая дистанцию. Оказавшись в 1000 метрах от крейсера, U-9 в 8.20 дала торпедный залп по «Кресси». Две кормовые торпеды вышли из аппаратов ровно через час после первого торпедного выстрела, начавшего эту бойню. Веддиген уже освоился с обстоятельствами, и осмелел настолько, что после залпа оставил лодку на перископной глубине, не погружаясь ниже. И тут – буквально в последний момент – английский крейсер дал ход: на нем наконец-то увидали перископ, пенные следы торпед, и попытались от них уклониться. Но было уже поздно. Правда, благодаря тому, что корабль сдвинулся с места, одна торпеда прошла за кормой «Кресси»; однако вторая попала в правый борт под четвертую трубу.

Последней торпедой – последний крейсер…
Последней торпедой – последний крейсер…

На этот раз из-за большой дистанции выстрела подводники так долго ждали звука взрывов, что подумали было о промахе. Раздавшийся наконец-то взрыв их обрадовал; однако на этот раз он был не сдвоенным. Веддиген и его помощник Шписс, посовещавшись, посчитали, что одной торпеды для победы недостаточно.

И действительно: в перископ они увидели, что получивший торпеду в борт корабль остался на ровном киле - он не был поврежден достаточно сильно, чтобы начать крениться. «Ну, мы ему это обеспечим», — сказал Веддиген Шписсу. U-9 развернулась к британцу носом, и в 8.35 последняя торпеда устремилась к крейсеру. Она попала точно в цель; попадание пришлось чуть позади мостика и стало роковым для «Кресси». У борта корабля поднялся столб дыма и огромный белый фонтан, после чего четырехтрубный гигант начал медленно переворачиваться. Люди, как муравьи, карабкались по его борту, и затем, когда корабль совершенно перевернулся, они побежали к его ровному плоскому килю… Напрасно: всего минут 15 «Кресси» еще плавал днищем вверх, а потом окончательно исчез под водой. Убедившись в гибели последнего противника, U-9 всплыла рядом с обломками потопленных крейсеров, и в надводном положении (так как электромотор полностью остановился) быстро покинула район боя…

Последние минуты крейсера «Кресси»
Последние минуты крейсера «Кресси»

Потери англичан в личном составе оказались чудовищными. Из 2.296 человек экипажей трех крейсеров погибли 62 офицера и 1.397 матросов. Главная заслуга в спасении оставшихся в живых 837 человек принадлежала датскому пароходу «Флора», который оказался на месте через час после ухода U-9, и рискнул подойти к месту катастрофы, совершенно не зная, погибли крейсера от атаки подводной лодки или взорвались на минном заграждении. Вслед за «Флорой» на помощь погибавшим пришли пароход «Титан» и траулеры «Кориандер» и «J.G.C.». Эсминцы из Гарвича, которым было предписано охранять патрульные крейсера, подошли к месту событий только в 10.45 (по Лондонскому времени). Они попытались найти натворившую столько бед подлодку, но безуспешно – опоздание было совершенно безнадежным (правда, Веддиген в отчете указал, что видел позади себя на горизонте дымы преследователей). Хотя Шписс и убеждал Веддигена, что ими были атакованы более крупные корабли, командир оставался при мнении, что потопил легкие крейсеры типа «Бирмингем» или «Каунти». Лишь по возвращении на базу он узнал от начальства, осведомленного разведкой и шумихой, поднявшейся в Англии, что на самом деле потопил 3 больших броненосных крейсера общим водоизмещением 36.000 тонн. За это кайзер наградил Веддигена сразу Железными крестами 1-го и 2-го класса (случай, уникальный в германской истории); весь экипаж U-9 получил Железные кресты 2-го класса. Высокую награду капитан Веддиген получил также и от австрийского императора Франца-Иосифа.

Триумфальное возвращение U-9 на базу
Триумфальное возвращение U-9 на базу

В результате атаки Веддигена 7-я эскадра крейсеров потеряла половину кораблей, и командование посчитало ее практически уничтоженной. Поэтому 2 октября Южное Соединение было официально расформировано. Руководившие Соединением адмиралы Кристиан и Кэмпбелл были отстранены от командования, а возглавлявший погибшую группу крейсеров капитан 1 ранга Драммонд был вообще отправлен в отставку. По всем кораблям британского флота объявили приказ: отныне передвигаться в море только противолодочным зигзагом; и ни в коем случае не останавливаться, чтобы подобрать из воды тонущих моряков…

Схема атак U-9 на британские броненосные крейсера (время указано Берлинское)
Схема атак U-9 на британские броненосные крейсера (время указано Берлинское)

15 октября в очередном походе Веддиген встретился с 10-й эскадрой крейсеров противника. После ряда неудачных маневров (крейсера шли противолодочными зигзагами, и все время ускользали из прицела) немцу повезло: на очередном зигзаге бронепалубный крейсер «Хок» (Hawke) на близкой дистанции (U-9 даже пришлось поднырнуть под него) подставил ему свой борт. Веддиген тут же выпустил по британцу торпеду, и ушпел на глубину. Когда через 8 минут подлодка всплыла «под перископ», крейсера на поверхности уже не было – он затонул буквально за 5 минут! А остальные корабли эскадры поспешно удалялись, согласно предписанию не оказывая помощи тонущим. Впрочем, их почти и не было – слишком быстро крейсер опрокинулся и затонул. На волнах качалась только одна шлюпка, спущенная для передачи почты перед самым торпедным взрывом; она смогла принять только 21 человека; да еще 52 моряка выловил из воды подошедший к месту катастрофы траулер «Бен Ринз». Это было все, что осталось от экипажа в 544 человека…

Бронепалубный крейсер «Хок» - четвертая жертва Веддигена
Бронепалубный крейсер «Хок» - четвертая жертва Веддигена

Новая победа добавила к наградам Веддигена высший прусский военный орден «Pour le Mérite», рыцарский крест саксонского Военного ордена Святого Генриха, и рыцарский крест Вюртембергского ордена Военных заслуг. А в январе 1915 года Веддиген сдал командование старой U-9 Иоганну Шписсу, а сам принял новейшую подлодку U-29.

После завершения подготовки экипажа подлодка U-29 под командованием Веддигена оправилась в начале марта 1915 г. в боевой поход, потопив за две недели 5 транспортных судов общей грузоподъемностью 13.453 брутто-регистровых тонн. А 18 марта она вышла в атаку на группу линкоров британского флота; но пенный след ее перископа был замечен англичанами, и шедший ближайшим в строю линкор «Дредноут» («Dreadnought») развернулся и в 13.35 протаранил шедшую на малой глубине подлодку. За кормой линкора на поверхность всплыла носовая часть перерезанной пополам U-29, но через 1-2 минуты она вновь скрылась под водой. Лодка и весь ее экипаж погибли.

Британский линкор «Дредноут», поставивший «точку» в биографии Веддигена…
Британский линкор «Дредноут», поставивший «точку» в биографии Веддигена…

Это можно расценить, как своеобразную ухмылку судьбы: человек, своей успешной атакой утвердивший мнение, что теперь главной силой флотов являются не линкоры, а подводные лодки, был потоплен таранным ударом именно линкора. Причем – первого в истории броненосного корабля, предназначавшегося исключительно для артиллерийского боя, и потому построенного без обязательного для тех времен носового тарана…

Список других статей канала, посвященных морским темам, находится здесь

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории