Вас не привлекают наскальные рисунки Алтая?
Это значит, что вы еще в своих исследованиях Алтая до них «не добрались».
У вас с Алтаем еще «конфетно-букетный», или «дорожно-обочный период.
И чем глубже вы будете проникаться Алтаем, тем любовь ваша к нему будет все многограннее.
Сегодня хочу показать вам весьма интересные петроглифы, точнее целый сюжет. И будет он из серии «Наскальные рисунки Канской степи».
Канская степь, по утверждению многих, небогата наскальной «живописью» прошлых эпох.
Но с этим я не согласна. Я считаю, что небогатой являются Уймонская и Курайская степи. Канская же степь еще мало изучена в плане наскальных рисунков.
Писаные скалы есть в окрестности села Кырлык. Там рисунки группируются в писаницы и встречаются разрозненно, единично.
Среди них есть интересные сюжетные рисунки, этажные, мифологические и другие.
К Канским петроглифам относят и рисунок винторогой антилопы, сделанный красной минеральной краской, на своде грота в окрестности с. Усть-Муты.
В августе 2017 года мы находились в Яконурских окрестностях Канской степи.
В логу Сары-Кобы мы осматривали петроглифы. Отдельные изображения складывались в сюжеты. Особенным среди них был сюжет, состоящий из человека с луком, козла (козерога), собаки с закрученным хвостом, как у современной лайки.
Сюжет охоты является довольно типичным для писаниц Алтая.
Но сюжет охоты, где охотник с луком в сопровождении собаки выслеживает козла, является если не уникальным, то довольно редким.
Рассматривая сюжет, можно узнать:
- основное занятие жителей этих мест;
- способ охоты;
- оружие охоты;
- «породу» собак, которых человек использовал для охоты и др.
Наиболее значимым в этом сюжетном рисунке является козел. Он изображен в центре, показан крупным с огромными рогами. Охотника, к сожалению, видно не полностью, но ниже силуэт человека виден достаточно отчетливо.
На мой взгляд, очень интересен рисунок собаки. Это даже не рисунок, а «шедевр». Начиная от показа навостренных ушей до закрученного хвоста. Кажется, что сейчас лайка спрыгнет со скалы и побежит к пасущимся неподалеку овцам.
Рисунки нам показывал Мерген. Предположительно петроглифы можно отнести к поздней бронзе или раннему железу.
Ниже на скале сохранилось изображение сравнительно большого размера, его можно было трактовать по-разному. Мергену это животное хотелось видеть носорогом.
- А почему бы и нет, ведь рисовали же винторогих антилоп? – подумала я.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора