Найти тему

Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью

Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.

ЗУБРЕЖКА — ГЛАВНЫЙ ПУТЬ К ШКОЛЕ?

Каждый переход, особенно вертикальный (с одной ступени образования на другую), становится для детей, как, впрочем, и для их семей, столкновением с новой реальностью. Другой коллектив, пространство, правила, — «калейдоскоп вызовов для маленького человека», как сформулировала это Анастасия Нисская, — в результате он и себя начинает воспринимать по-новому Сложный, непродуманный переход чреват многими трудностями, в том числе и отложенными.

Достижения могут быть нивелированы. Например, если ребенок обрел самостоятельность, то при грубом переходе в школу она может его покинуть. Эта ситуация может не только ухудшать благополучие здесь и сейчас, но и сказаться в дальнейшем в проблемах с освоением образовательных программ — даже в 15 лет.
Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ

О психологической готовности к школе говорят много, но, строго говоря, точно определить заранее — будет ли ребенку хорошо — психологи не способны. Исследования говорят, что адаптируются все дети, различается только цена, которую им приходится за это заплатить. Переход пройдет легче, если действия всех (педагогов детского сада и школы, родителей, самого ребенка) будут согласованы, но это идеальная ситуация. Как в реальности — сотрудники Центра современного детства исследовали, опираясь на мониторинг экономики образования.

Исследование позволило увидеть, какие занятия по подготовке к школе проводятся в детском саду. Чаще всего их проводят сами воспитатели, изредка подключая других специалистов или педагогов школы. По содержанию они не отличаются от того, что было 30-40 лет назад: развивают мышление, речь, учат считать, читать, писать. Развитием гибких навыков ребенка, что было бы более актуально, занимаются гораздо реже. Но и родители, согласно опросам, хотят того же — развития умственных навыков. 

Подготовка к школе в садике идет по очень традиционному пути, не учитываются многие современные представления об образовании, но это устраивает родителей. Они хотят того же, только еще больше.
Анастасия Нисская

БОРОЛИСЬ С «БЕЗДЕЛЬЕМ», ПОТЕРЯЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

О том, что подготовку к школе в основном понимают как умственное развитие, говорила и Юлия Старостина: несмотря на то, что воспитатели рапортуют о занятиях в игровой форме, есть большие сомнения насчет самой природы этой «игровой формы».

Кажется, что у современных детей, особенно в городах, пространства обучения в игре не остается. Родители заняты, игра с ребенком становится скорее его поощрением. В детском саду многое, например, рисование подается в дидактической форме, воспитатели рассказывают, что сделать, чтобы получился хороший продукт, который можно потом показать родителям. Игра тоже становится дидактической, нет места самостоятельности и инициативе.
Юлия Старостина, доцент кафедры возрастной психологии МГУ

Получается ситуация, когда ценность инициативы невелика, «надо заниматься чем-то полезным, а то ребенок бездельничает». Что-то полезное в этой системе координат — подготовка к школе как натаскивание по программе первого класса. Не важно, что эти навыки пригодятся потом, а не сейчас. Родители жертвуют дошкольным периодом ради того, чтобы ребенок стал более успешным в школе, что приводит к искажению других сторон развития. Знания дети, действительно, осваивают, а вот психологической адаптации к школе это не помогает.

Чем больше регламентирована жизнь ребенка, тем меньше он способен заниматься самостоятельно. В моем исследовании из тех родителей, кто форсирует таким образом учебу, 25% жалуются, что дети не умеют занять себя. Среди тех, кто не форсирует, только 5% говорят об этом. Мы не оставляем места для инициативы, и уже к концу дошкольного возраста угасает свобода и непосредственность детей.
Юлия Старостина

Исправить эту ситуацию можно просвещением родителей, практиками поддержки инициативы и мотивации с раннего возраста, но главное — отказом от использования программы 1 класса для «натаскивания» дошкольников.

ХВАТИТ ГОТОВИТЬСЯ, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ

Член-корреспондент РАО Александр Савенков проследил, как менялись тренды в воспитании детей: от моды на развитие одаренности в 90-х — к теме достижений в нулевые, а теперь наступило время, когда в моде ранняя подготовка к школе. 

Детский сад у нас — подготовка к школе, школа — подготовка к вузу, вуз — подготовка к работе… Работа — подготовка к пенсии? А пенсия — подготовка к переходу в лучший мир? Вся жизнь сводится к подготовке?
Александр Савенков, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

Ситуация с готовностью или неготовностью к переходу в целом довольно туманная, единая для всех граница в 7 лет вообще условна — это идея Яна Амоса Коменского идет из 17 века и не подтверждена современными глубокими исследованиями. Готовность может быть индивидуальной, ее можно оценивать по тому, концентрируется ли ребенок в процессе игры надолго на чем-то одном (значит, его мышление работает достаточно интенсивно), или нет. Роль игры в этом вообще недооценена.

Часто можно услышать от родителей, что «ребенок не играет», но он играет всегда. Идет с мамой по улице — прыгает по плитке, изображает самолет или автомобиль. Просто мама не считает это игрой, мама хочет, чтобы он играл только в те игры, которые ей нравятся.
Александр Савенков

На самом деле, и в процессе игры, и вообще в детстве мозг осваивает огромное количество информации (то есть уже учится), в том числе делает то, что будет недоступно потом. Мы считаем, что развитие это всегда движение вверх, а вообще-то развитие отдельных качеств может начинаться и прекращаться в свой срок, о чем писал Натан Лейтес. Это хорошо видно по рисованию, которым дети в определенном возрасте занимаются охотно, получается здорово, но в какой-то момент ребенок почти неизбежно перестанет рисовать. 

Перенос принципа школы на более ранний возраст — посадить малыша за парту, заставить его разучивать цифры и слоги, — нежелателен. Обучение в детстве возможно только тогда, когда это перестает быть пыткой и становится естественной частью жизни ребенка.

Полная видеозапись семинара 

Больше новостей из мира образования в Телеграм-канале нашего Института.