Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 24-ей главы книги Деяний святых апостолов.
В двадцать пятой главе описывается как новый руководитель - Фест прибыл в Кесарию, а затем отправился в Иерусалим. Там к нему явились первосвященник и знатные иудеи жаловаться на Павла, просили выслать его в Иерусалим
“и злоумышляли убить его на дороге” [Деян. 25:3].
Вот снова мне интересно, как автор Деяний узнал об этом умысле.
Фест ответил, что узник находится под стражей в Кесарии, а он сам туда собирается и предлагает всем желающим тоже прибыть и озвучить свои обвинения:
“Но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под стражею и что он сам скоро отправится туда. Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его” [Деян. 25:4-5].
Вернувшись в Кесарию, после 8 или 10 дней в Иерусалиме, правитель, как и обещал, вызвал Павла. Иудеи стали произносить обвинения, но без доказательств. Савл же, оправдываясь, ответил:
“Он же в оправдание своё сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря” [Деян. 25:8].
Фест уточнил, не хочет ли Павел отправится в Иерусалим, чтобы его там судили. На что арестант потребовал суда кесаря:
“я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь, Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чём сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева” [Деян. 25:10-11].
Тогда правитель, не мудрствуя лукаво, задумал отправить Савла к самому кесарю, пусть там разбираются.
Но предварительно решает показать его царю части Иудеи - Агриппе, который как раз прибыл в Кесарию, со своей сестрой Вереникой, чтобы поздравить Феста.
Он рассказал гостям предысторию, что Павел достался ему по наследству от Феликса, что в Иерусалиме иудеи требовали его убить, на что он сказал:
“Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения” [Деян. 25:16].
Дальше рассказывает, как он приступил к суду, но не услышал никаких обвинений, подтвержденных доказательствами и понял, что
“они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив” [Деян. 25:19].
Добавил о предложении отправить арестанта в Иерусалим, и его желании кесарева суда. Агриппа заинтересовался и
“сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека” [Деян. 25:22].
На следующий день в судебную палату пришли и Фест, и Агриппа с Вереникой, и тысяченачальники, и знатные граждане, был приведен и Павел. Правитель обратился с речью:
“царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого всё множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить. Но я нашёл, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему. Я не имею ничего верного написать о нём государю; посему привёл его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать. Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него” [Деян. 25:24-27].
Можно, наверное, сказать, что Фест хотел подтвердить правильность своего решения, свидетельством Агриппы, ну и, возможно, сопроводительное письмо написать после того, как услышит мнение высокопоставленного человека, разбирающегося в иудейских традициях, что вполне разумно.
На этом 25-ая глава Деяний святых апостолов завершается. В следующей публикации нас ждет следующая - 26-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.