В этой публикации, я буду использовать два, равные по значению, термина "замещение или смещение", - отлично подходящие для описания защитного психического механизма.
Замещение, смещение – защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной переориентации желаний, действий, чувств, эмоций, с одного объекта (первоначального, и естественного) на другой.
Для психики, смещение - очень полезная защита, т.к. энергия перенаправляется в безопасную зону для облегчения существования человека.
В качестве цели замещения, выбирается любой объект, чем-то схожий с первоначальным объектом.
Запомните.
Смещение связано с бессознательным, и не может быть осознано.
Причиной запуска механизма защиты выступает невозможность удовлетворения своих желаний (представлений, мыслей, чувств) , с объектом, по различным обстоятельствам.
Смещение помогает человеку получить удовольствие за "чужой" счет.
Своего рода подсказка для распознавания механизма замещения – процесс происходит в сторону безопасного легального объекта. Пример. Для выражения гнева, ярости, агрессии, - выбираются: спорт, дорожное движение, власть…,- все то, где или на что можно всегда нападать, выражать любые эмоции, обсуждать практически безопасно и безнаказанно.
Рассмотрим возможные примеры смещения.
Механизм смещения, мы можем осмыслить по следам бессознательного, в сновидениях. Часто во снах, мы видим сначала одно лицо, которое вдруг меняется на другое, - другое на третье... то мы в одном месте,- но тут же оказываемся в другом и т.д.….
Пример работы смещения в моем сновидении. Я во сне часто видел неизвестного преследователя с ножом. Возможно, так выражалась гомофобия у меня, – страх фаллоса и страх полового акта, который сместился на страх ножа и действия (быть зарезанным). Нож – символически – фаллос, а нанесение удара ножом – символически – проникновение – половой акт,– простое смещение с фаллоса на нож, с удара ножом на половой акт. Сон многократно повторялся, что "свидетельствовало" о его важности для психики...
Смещение работает удобно и хитро.
Пример. Фетиш в сексуальной жизни. Отношения с женщиной пугают, но после смещения,– любоваться какой-либо ее частью: ножки, ступни, туфли,– это безопасно.
Злость, раздражение, гнев, сексуальные желания.
Пример, сексуальное желание не удовлетворилось, появилась агрессия, злость отреагировали на родственнике, если родственника нет, то пошли в зал, заниматься спортом,– отреагирование происходит в сублимации.
Пример смещения аффекта с одного объекта на другой.
Руководитель накричал на отца семейства. Отец пришел домой накричал на свою жену. Мать накричала на ребенка. Ребенок агрессию выдал на неодушевленный предмет, - сломал игрушку.
Помните. При смещении аффект, у каждого участника, сдвигается с основного объекта на более безопасный.
Смещение при психоанализе детей.
Страх пауков, к примеру, может символизировать страх гипер опеки или поглощения суровой матерью (материнская фигура – паучиха) . У ребенка происходит смещение с боязни мамы на боязнь пауков.
Замещение может выражаться в аутоагрессии (человек грызет ногти, расчесывает себя до крови, наносит другие увечия... ), при этом, он понимает последствия своих действий, но не понимает цели.
Если спросить его, зачем ты травмируешь себя, то, подумав, он может ответить, что этим снимает "какое-то необъяснимое напряжение" и ему становиться легче ….,– это ничто иное как вытесненные чувства агрессии на кого-то другого.
Игромания, алкоголизм, наркомания, трудоголизм, экстремальные виды спорта (гонки, альпинизм, прыжки с парашютом…),– все это разновидности аутоагрессии, возможно, связанные с бессознательным желанием смерти, так называемое отреагирование внутреннего напряжения.
Причины, по которым может происходить смещение:
- Запреты (табу), обычаи.
- Недоступность объекта (потеря или отсутствие).
- Стереотипы, воспитание, образование, модели поведения навязанные из вне.
- Закон, мораль, нормы, культура.
- Физическое или психическое бессилие.
Смещение может проявляться в разных вербальных, эмоциональных, двигательных реакциях человека, направленных на замещающий объект.
Вы можете сдерживать себя в социальной обстановке, потому что ваша реакция была бы неуместной, но подавление своих чувств не заставит их исчезнуть. Ваше эмоциональное состояние останется прежним. Позже вы можете оказаться в обстановке, где вы сможете отреагировать с меньшими последствиями, и тогда вы высвободите подавленные чувства.
От формы реализации смещения можно выделить следующее ее разновидности:
- Замещение одного действия другим. Если, ребенок не может достроить песочный дом (из-за невозможности достичь результата, то он его рушит), и такое поведение называется отреагированием эмоций.
- Замещение действия словом. Вместо драки ругань. При общении с клиентом, в нашем пространстве взаимодействия, позволительны и поощряются любые высказывания, но действия не позволены. Говорить можно обо всем, желать можно всего и проговаривать это, но делать нельзя.
- Замещение слов действием. Когда слова бессильны, порой они замещаются действием. Вместо ругани потасовка,– такое поведение называется отреагированием гнева.
- Замещение одного желания, которое осуждается в обществе на другое, более приемлемое называется сублимацией. Например, человек бессознательно желающий «резать» других, но в обществе это запрещено законом и наказуемо. Выбрав профессию хирурга, человек, совершенно легально, режет плоть другого, при этом постоянно и за плату.
- Замещение одного объекта на другой более безопасный объект. Если первичный объект недоступен (по разным причинам), он замещается. Причинами могут выступать потеря (отсутствие) близкого человека, отсутствие друзей, знакомых, и т.п., такого рода смещение относится к сублимации или фантазированию.
- Замещение одного чувства другим обычно противоположным, называется реактивным образованием.
Особая сложная ситуация складывается в деструктивных семьях.
Ребенок всегда находится в эмоциональном напряжении. Негативные эмоции и чувства (гнев, злость, обида) ребенка подавляются им самим. Негатив не может быть выражен тому объекту, которому он адресован (мать, отец, родители... ), в последствии происходит закрепление данной модели поведения, - ребенок все подавляет, и подавляет и подавляет эмоции, это происходит длительное время, ребенок не может высказать свои чувства из-за страха ответной агрессии.
Ребенок боится ответного гнева, и его агрессия подавляется.
Закрепляется модель поведения - подавление чувств и эмоций, запрет на чувства.
В дальнейшем, вырастая ребенок, становится родителем и уже начинает проявлять агрессию на своего ребенка, и так далее из года в год, продолжается эта цепочка, петля, эмоциональная ловушка, и снова и снова, из поколения в поколение…контроля этому нет,– это бессознательный процесс.
Большинство из нас испытывали смещение своих эмоций на другие объекты.
Хотя смещение может быть нормальной реакцией, но оно может с легкостью переходить в оскорбительное поведение к безопасному объекту.
Сильные негативные чувства и эмоции, длительное время ждущие своего выхода, приводят к сильному отреагированию.
Невыраженные эмоции и чувства, сохраненные в человеке и многократно умноженные, начинают "расплескиваться" на окружающих.
Родитель на ребенка, начальник на работника, продавец на покупателя.
Если вы ощущаете проблему в общении со своими близкими, но не знаете причину, необходимо обращаться к специалисту для помощи.
Терапия может помочь вам определить, когда ваши слова, эмоции и поступки включают в себя механизм смещения.
Психолог сможет услышать, увидеть или почувствовать противоречия между вашим поведением и представлениями.
Задача терапевта организовать базовую потребность в безопасности для взаимодействия.
Что делать?
- Понаблюдайте за своим поведением и чувствами. Смещение – бессознательный механизм защиты и осознать его "впрямую" не получится. Лучше все записывать в отдельную тетрадь, все, что происходит необычного в вашей жизни.
- Понаблюдайте за своими сновидениями. Записывайте все с разными подробностями, особенно с теми, которые кажутся вам не важными, если это, возможно, делайте это сразу после пробуждения,– сновидения – очень ценный материал для исследования бессознательного.
- Попробуйте заняться саморефлексией. Проанализируйте описанные жизненные ситуаций, в которых вы неадекватно реагировали, и возможно, были неправы…,– попробуйте их переосмыслить.
- Займитесь спортом или увеличьте физические нагрузки.
- Подберите себе продуктивное хобби.
Познавайте себя, анализируйте, развивайтесь,- это интересно и терапевтично.