Добирались до Монастыря от Кунгура не по трассе, а по другой дороге, проезжая заброшенные старинные деревни, селения и поселения юга Пермского края.
Встречаются по пути красивые лесные долины. В Пермском крае преимущественно хвойно - еловый лес.
Дорога нам показалась очень длинной, так как постоянно приходилось снижать скорость из-за ям и ухаб. С испытаниями.
Но когда увидели красавец храм среди лесов и на высокой горе были поражены его величием и забыли про тяжелую дорогу к нему... Позднее прочли, что на гору Белую "пускают" не всех. Иногда машины не могут взобраться из-за гололеда или еще что бывает.
Белогорский монастырь так называют, потому что он расположен на высокой горе Белой, где даже летом, говорят, не тает снег. А еще на горе Белой было языческое капище и в пещерах у подножья скрывались старообрядцы.
Грандиозный собор в русско-византийском стиле, вмещающий более пяти тысяч человек - самый крупный в Пермской епархии.
С обзорных площадок горы Белой открываются живописные виды. Видим бескрайнее "море" лесов.
Здесь на горе Белой прослеживается и сила стихий Расскажем что поняли.
Огонь - это молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, Горели приделы собора, пылал и сам храм.
Другая стихия - это воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост.
А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.
Третья стихия - это вода. А воды здесь много. И самое главное есть целебный источник. Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.
Святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки.
С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. То что не видим деревень и поселков в бескрайнем окружении придает атмосферу дикого места, где можно отдохнуть от суеты и подумать.
И еще одна стихия = это земля. Гору окружают другие горы и так называемые пляшущие леса., хвойные, дикие. неизведанные. С любой смотровой площадке монастыря видели холмы и горы разной формы, заросшие лесом причем тоже показалось, что эти леса как будто "танцуют", ,потому что ландшафт горного окружения сменяется и оврагами, и речками, и речушками, и если не стоять на месте,, то ощущение что все это двигается тоже....
Сохранился после пожара только фундамент храма Иверской иконы Божией Матери.
Входим в монашескую обитель. При выходе из арки слева, на небольшом возвышении, расположилось жилое здание монастыря. Монахов в обители сейчас немного.
А раньше в монастыре садили зерно и овощи, держали пчел, коров, в прудах выращивали рыбу. При монастыре была организована пекарня, иконописные и ремесленные мастерские.
Обитель отличалась строгим уставом, за что её прозвали «уральским Афоном», так что за духовным наставлением сюда быстро потянулись тысячи паломников. За первое десятилетие прошлого века число насельников выросло с двенадцати до четырехсот. Не обошлось и без трудностей.
В 1987 году сгорел дотла первый деревянный храм, в 1901 году буря повалила Царский крест. Но несмотря на это монастырь быстро восстанавливался и развивался.
А погода стала портиться прямо на глазах. Поднялся откуда ни возьмись ветер и небо потемнело. Чудеса на Белой горе....
В музейном помещении собора увидели макет. проекта перепланировки территории. Много чего еще предстоит сделать.