Поздно вечером 6 марта мы выехали из Самарканда в Бухару. Полтора часа спокойного сидения в поезде «Афросиаб» — подарок судьбы для гудящих ног и мозга, загруженного самаркандским блеском.
Около полуночи заселились в гостиницу «Bibi-Khanym» (L. Babahanova, 27, 200118 Бухара). «Биби» произвела на меня сильное впечатление, ей будет посвящен отдельный рассказ.
Утром 7 марта в условиях 30-градусной жары и песчаной бури у нас началась большая пешеходная экскурсия по Бухаре.
Дул совсем не тот «ветерок благоуханный, сладко пахнущий жасмином», о котором писал Рудаки.
В отличие от соцреализма Ташкента и парадной позолоты Самарканда, Бухара — настоящий восточный волшебный город.
Предположительно «бухарой» в древности называли оазис; на персидском «бухар» — «обитель знаний»; на согдийском «buharak» — «счастливое место».
Поселение возникло в середине V века до н.э. Упоминалось в летописях под разными именами, но все равно это Бухара с историей более 2500 лет.
Древнейшая часть города — крепость Арк с примыкающей к ней площадью Регистан.
Не смогла отказать себе в удовольствии, прокатилась на верблюде Яшке. Оказалось, двугорбый узбекский бактриан антропометрически сильно отличается от своих изящных тунисско-египетских собратьев. Яшка шествовал гордо, с высоко поднятой головой, а я на нем висела как куль.
По легенде, цитадель построена персидским принцем Сиявушем (эпическим героем с трудной судьбой, страдающим из-за женского вероломства) ради возможности жениться на прекрасной дочери царя Афросиаба.
Сначала был насыпан искусственный холм высотой 20 метров и площадью ~ 4.5 гектара. Строителям пришлось потрудиться, возводя стены многоугольной формы на насыпи, постоянно дающей осадку. Наконец, в VII веке мудрецы посоветовали заложить 7 столбов по расположению звезд в созвездии Большой медведицы. После этого Кухандиз встал прочно, как символ неприступности и величия.
В XIII веке войска Чингисхана захватили и разграбили Арк.
Правители династии Шейбанидов (XV в) восстановили крепость, добавив несколько сторожевых башен и западные ворота Регистан.
Под укрытием мощных стен разместился город в городе - с дворцами, домами высокопоставленных чиновников и военных, административными зданиями, книгохранилищем, населением более 3-х тысяч человек.
Известные писатели и ученые - Ибн Сина (Авиценна), Омар Хайям, Рудаки - работали в библиотеках Арка.
До наших дней сохранились (в разной степени целостности): правительственный зал Куриниш-хона; двор премьер-министра; конюшни Саис-хона.
Самое губительное происшествие не только для крепости Арк, но и для всей Бухары произошло в 1920 году.
29 августа войска Красной армии под командованием Михаила Васильевича Фрунзе пошли на штурм «последнего оплота мракобесья и черносотенства». Атакой руководил Георгий Васильевич Зиновьев. Между красноармейцами и сторонниками последнего бухарского эмира Сейида Алим-хана завязались кровопролитные бои. 31 августа с 11-ти советских самолетов на город было сброшено 200 бомб.
В огне погибли жилые кварталы; дворцы, мечети и медресе; склады с продовольствием. Жертвы среди мирного населения составили ~ 6 тыс. человек.
Через месяц после ликвидации Бухарского эмирата новая власть провозгласила на его территории Бухарскую народную советскую республику (БНСР).
Раны, нанесенные бомбардировкой, город залечивает до сих пор.
Панораму сверху интересно посмотреть с бывшей Водонапорной башни. Построена она по проекту Владимира Григорьевича Шухова в 1927-1929 гг. Авторство видно сразу.
В 1968 году случился пожар, значительно повредивший конструкцию. Реставрация на средства местного предпринимателя началась в 90-х годах, позже подключились французские инвесторы. Bukhara Tower открыли для посещения 24 марта 2019 года. На 1-м ярусе организованы небольшой музей и кафе, на 2-м - ресторан, на 3-м - смотровая площадка.
Единственный архитектурный памятник, сохранившийся на площади Регистан, — комплекс Боло-Хауз напротив крепости Арк.
Мечеть была главной пятничной мечетью Эмиров Бухарских. Построена по инициативе и на средства правителя Шахмурада в 1712-1717 гг.
Айван с деревянными колоннами пристроен в 1917 году. Тонкая, легкая резная конструкция придает необычайную красоту фасаду.
Неотъемлемая часть комплекса - «Детский водоем» (Боло-Хауз), самый старый в Бухаре.
До образования Бухарской народной республики в городе насчитывалось 96 хаузов общественного пользования.
Почти все они были ликвидированы с приходом советской власти. В чем причина? В 1922 -1923 гг. Туркестан накрыла эпидемия малярии. «...Малярию следует признать народным бедствием такого грозного значения и масштаба, как голод и сыпной тиф, опустошившие Россию за последние годы» /из документов Первого научного съезда врачей Туркестанской республики, Ташкент. 1922 г/.
Советские эпидемиологи выявили и более страшную болезнь — дракункулез (болезнь ришты).
В том и другом случаях источниками заражения стали городские и сельские водоемы. Поэтому прудов и арыков в Бухаре осталось совсем мало.
Правда решение одних проблем привело к возникновению других. Нет воды — нет растительности; города Узбекистана периодически накрывает пыльно-песчаная мгла.
Тем примечательнее выглядит озерцо в Центральном парке культуры и отдыха. Говорят, первые бухарские пионеры выкопали его буквально руками лопатами, без всяких средств механизации и помощи взрослых.
Но мы пришли не любоваться плодами детского труда, а ради древнейшего архитектурного памятника-мавзолея Саманидов. Эмир Исмаил Самани построил усыпальницу для своего отца Ахмада ибн Асада, скончавшегося в 864 году. Возможно, здесь же покоятся сам Исмаил и его сын Ахмад.
Простые геометрические формы относятся к доисламской культуре: куб, символ устойчивости - Земля; округлый купол - небесный свод. Объединение куба и полусферы - единство Вселенной.
Мавзолей — идеальная модель мироустройства в представлении мудрецов IX века.
Стены усыпальницы имеют толщину более 2-х метров; снаружи и внутри они сплошь покрыты ажурной кладкой из жженых кирпичей.
Украшение фриза напоминает технику «сасанидские перлы» (кольца, выстроенные в цепь), распространенный прием при строительстве доарабских дворцов в Иране и Средней Азии. Декора из смальты и изразцов нет.
В летописях сохранились указания на участие в строительстве зодчих из Индии. Видимо поэтому многие мусульманские каноны нарушены и прослеживаются черты традиционных зороастрийских святилищ.
Более того, во внутренней отделке зашифровано несколько предостережений тем, кто пожелает нарушить покой сиятельных мертвецов.
Благодаря мастерству строителей или колдовству, или тому и другому мавзолей Саманидов прекрасно сохранился до наших дней.
Правда, есть легенда, которая тоже кое-что объясняет: во времена нашествия орд Чингисхана местные жители надежно укрыли усыпальницу тоннами песка. Спрятали так, что даже купола не было видно. Спасли святыню от поругания и разграбления.
Действительно, до XX века мавзолей Саманидов находился под культурным слоем. Расчистка и реставрация начались в 1932 году. Архитектурный шедевр случайно обнаружили во время закладки парка на месте старого кладбища.
Незаметно наступило время плова, мантов, холодного лимонада.
После еды и короткого отдыха идем дальше. В Бухаре очень много интересного. Читайте продолжение.
Спасибо за внимание.
Республика Узбекистан. Самарканд. 3-й день на Великом шелковом пути. Начало
Республика Узбекистан. Самарканд. 3-й день на Великом шелковом пути. Продолжение
Республика Узбекистан. Самарканд. 2-ой день на Великом шелковом пути
Республика Узбекистан. Ташкент. 1-й день на Великом шелковом пути