Жизнь никогда не выносит приговора, предлагая иногда чудо вместо бонуса. Так и Николка, украденный цыганами, попал в цыганский табор в семью цыганского вожака «Баро», у которого были старшие дети, дочь Нана и сын Михель. Его жена и младший сын погибли, наскочив на мину, когда бежали от немцев.
Обычно вожаком табора становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушаются все, ибо он должен являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово - закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Таким мудрым, накопившим большой жизненный опыт, был в таборе Богдан. Жил, подчиняясь цыганским законам, вершил цыганский суд, был справедлив и строг.
Слово «цыгане» у многих ассоциируется с такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской семье царят довольно строгие нравы. Старая цыганка, которая подговорила украсть Кольку, доводилась ему сестрой. Она видела, как тот страдает от потери жены и сына и решила, что маленький мальчик будет ему утешением. Однако, зная справедливый нрав брата, не сказала, что его украли, так как это считалось большим грехом. Объяснила, что взяла сироту, которого везли в детский дом. Николка, действительно, оказался очень похожим на убитого сына Богдана, и он посчитал это Божьим подарком, принял, как родного. Богдан давно стремился к оседлой жизни, особенно после 1933 года, когда репрессии на цыган были особенно жестокими.
Он понимал, что после войны опять их станут гонять, выселять, сажать в тюрьмы. Он видел, что многие обычаи уходят в прошлое, не позволяя цыганам пользоваться современными удобствами жизни, делая их ущербными. Но старые цыгане не поддерживали такие мысли и высказывания Богдана, настаивали на цыганском суде, чтобы переизбрать его.
Однако были и такие, которые с ним были полностью согласны. Собрали цыганский суд, табор разделился, кто решил закончить кочевую жизнь, остались с Богданом, остальные ушли. Табор после войны осел в совхозном поселке, недалеко от небольшого городка. Богдан договорился с местной властью и всех, кто захотел работать, взяли на работу.
Цыгане жили обособленно от других жителей, однако, потихонечку обзаводились собственными домами. Богдан остался вожаком табора. Цыгане привыкали к новой жизни, узнавали новое счастье.
Но настоящее цыганское счастье – это быть ребенком в таборе. Тебе – самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя все любят, целуют, дарят подарки, балуют и нежат. Так было и с Николкой.
Только теперь его звали Никас, по-русски, Колькой, как было записано в новом свидетельстве о рождении Никас Богданович Ромалов. Нана была старшей в семье, ей было 15 лет, она стала и нянькой и мамкой для Кольки, а Михель, Мишка, стал надежным другом на всю жизнь.
Богдан детей не выделял, не баловал, но и не был с ними суров. Сам стал работать конюхом в конюшне, лошадей любил и знал, как любой цыган. Совхоз после войны занимался развитием племенного коневодства, которое во время войны понесло большой ущерб. Семья Богдана оказалась дружной, Кольке оказали столько внимания и любви, что он и забыл, что случилось с ним в детстве. Лишь иногда какие-то неясные воспоминания мелькали у него в голове, объяснить которые он не мог. Однако он считал себя настоящим кровным цыганом. Никто и никогда не напоминал ему, как он появился в таборе.
Никас вырос, окончил школу, пошел в армию, а там вдруг взял и поступил в летное училище, сам того не подозревая, продолжил родную династию. А Кольке Ромалову повезло, он жил с отцом, братом и сестрой сначала в таборе, а потом в хорошем доме, где каждый заботился о нем. Переехав жить в дом, Богдан все делал для того, чтобы в нем всем было хорошо.
Дом содержался в отличном состоянии, был ухоженным и удобным, благодаря Богдану и детям, которые постоянно обустраивали его. Богдан не делил детей на своих родных и приемного сына, однако, к Кольке относился по-иному.
Он не мог сердиться на него так, как сердился на своих детей, поэтому почти не ругал его даже, когда это было необходимо. Да и брат с сестрой всегда выгораживали его, давая вволю порезвиться и побаловаться. Он рос и оставался любимцем в семье. Никто, да и сам Колька не сомневался в своей национальности, да и все принимали его за настоящего цыгана. Богдан, выбрав оседлый образ жизни, отправил своих детей, а потом и Кольку в школу. Колька был заводилой, участвовал во всех мероприятиях, сам придумывал и исполнял свои замыслы и идеи, считался самым успешным и активным учеником. К тому же учеба ему давалась легко, память была отменной, поэтому он много времени на уроки не тратил. В старших классах записался в драмкружок, где он показывал всю свою энергию и артистичность. В семье его научили играть на гитаре, петь цыганские песни, плясать.
Вечера, устраиваемые в школе не обходились без него, никто не сомневался, что он станет хорошим артистом. Перед выпускным классом директор школы пригласил Богдана для разговора о сыне. Он интересовался, куда после школы собирается пойти Никас.
Однако Богдан честно ответил, что они пока не думали, что делать дальше.
— Как же так? Я бы не вмешивался, если бы не видел способности Вашего сына. И прежде всего склонность к точным наукам, я бы порекомендовал Вам обратить свое внимание на математический ВУЗ и подготовиться к поступлению. Знаете, у него есть актерские данные, но что они будут значить для жизни.
Несмотря на свой веселый нрав, он очень правильный и серьезный молодой человек. Переговорите с сыном, и если он надумает, обращайтесь, я помогу и советом и делом. Богдан впервые задумался о будущем Кольки. Он радовался за него. Его дети выбрали свою дорогу, остались в поселке. Дочь Нана вышла замуж, воспитывает внуков, Михаил тоже женился, выучился на комбайнера. Богдан был убежден, что его младшему сыну начертан другой путь.
Недаром директор вызвал его и так хвалил Никоса. Гордость за сына распирала его, впервые в их роду будет образованный человек, правильный выбор сделал я когда-то, рассуждал Богдан. Он заговорил с сыном о его планах, спросил, что тот хочет от жизни, куда стремится, останется ли жить с ними, или уедет.
— Да ты, отец, никак прогоняешь меня, надоел я, что ли тебе?
— стал шутить Колька.
— Не шути сынок, ты свою дорогу выбрать сейчас должен, и от этого выбора будет зависеть, какая она будет, прямая или крутая, счастливая или нет.
Удачу свою упустить легко, поймать ее трудно. А я очень хочу, чтобы ты был счастливым, тогда я спокойно умру, зная, что у моих детей все хорошо.
— Рано тебе еще такие разговоры вести, погоди, я женюсь и тебя к себе возьму, куда ж я без тебя? — парировал Колька.
Они обнялись, Богдан радовался за сына, а Колька был счастлив, что ему так повезло с отцом.
Он, действительно, не знал, куда пойти учиться. Все ему давалось с легкостью, особого влечения к чему-то он не испытывал. А тут подвернулся случай, ему надо было встать на учет в военкомат. Он прошел медкомиссию, оформил военный билет, а потом его вызвал военком.
— Ну что, молодой человек, послужить Родине не хочешь?
— Да я с радостью, просто мне до Армии еще год, — смутился Колька.
— А я тебе не в Армию предлагаю, смотрю аттестат у тебя хороший, комиссию прошел, в летное училище набор идет, если согласен, дам направление, думаю, ты со своими знаниями
поступить должен.
— Можно подумать, как то неожиданно, право, — ответил Колька.
—Думай, конечно, с кандачка это не решают, посоветуйся с родными, только не долго, не пропусти экзамены, а хочешь сейчас, выдам направление, а если передумаешь, вернешь. Хорошо давайте, — непроизвольно вылетели последние слова.
Он шел домой и думал, может это судьба указала ему тот путь, про который говорил отец, и это выбор станет правильным. Ведь еще вчера он не знал куда идти, и как сложится его жизнь, а сегодня у него направление в Летное училище. А что, надо попробовать, чем черт не шутит. Родные одобрили Колькино решение попробовать поступить в Летное Училище.
Служба Родине благородный труд, напутствовали они. Богдан решил поехать вместе с ним, посмотреть, как пойдет все, может надо будет, чем помочь.
Приехав на экзамены в училище, они поселились в общежитие, а потом начались предварительные консультации и отбор курсантов. Они не ожидали, увидеть столько абитуриентов, желающих поступить именно сюда, мечтающих о профессии летчика, бредивших ей.
Они также узнали, что количество мест сократилось, так как зачислили вне конкурса офицерских детей, имеющих льготные основания. Напряжение вокруг зачисления росло. Побывав на вводных лекциях, а потом на аэродроме, увидев учебные боевые машины, Никас настолько пропитался этой атмосферой, что благодарил судьбу, которая привела его сюда.
Он только и думал об экзаменах, которые предстояло сдать, медицинскую комиссию он прошел. Богдану понравилось все. Военные, которые будут учить Кольку, атмосфера, царившая в Училище, дисциплина, но больше всего понравилась летная форма курсантов.
Увидев своими глазами самолеты, он так оторопел от их мощи, что понял, как правильно они сделали, что приехали сюда. Он уже представлял, как его сын будет управлять такой большой сильной машиной и заранее гордился этим.
Он также отметил, с каким рвением Колька решил пройти этот конкурс, стать курсантом Училища, и молил Бога, чтобы все получилось.
А в Кольке, как будто кто-то неожиданно проснулся дремавший до этого летчик, с такой тягой он потянулся к своей профессии, будто давно знакомой и любимой. Поступивший в Училище курсант Никас Ромалов с упорством постигал новые азы неизвестной для него до сих пор, науки. Он и здесь с присущим ему талантом, юмором и смекалкой выбился в отличники, чем заслужил уважение сокурсников и командиров.
Юморины и вечера, которые устраивал он со своими товарищами, пользовались непременным успехом. Если бы он так отлично не осваивал военные дисциплины, можно было бы предположить, что в нем пропал артист. Но, правду говорят, талантливый человек, талантлив во всем.
Кольку, приехавшего летом, в отпуск, домой, встречали всей родней, накрывали столы, угощали заходивших повидаться. Так незаметно прошли годы учебы в Училище, Никоса в звании младшего лейтенанта направили на службу в дивизию.
Приехав в часть с отличной характеристикой и дипломом, Никас легко влился в коллектив летно-испытательной станции, словно давно там работал, и приступил к полетам на экспериментальных машинах, а скоро стал душой станции. Он, как и прежде, в свободное от службы время участвовал в художественной самодеятельности, где пел под гитару цыганские песни.
Продолжение следует.
Не забудьте поставить лайк и подписаться