Найти тему

"Во времена СССР в эти места лучше было не соваться если жизнь дорога" - 5 злачных районов Москвы при СССР

Оглавление

Народ и партия едины, но мы ходим в разные палатки - такова была грустная шутка в СССР о равенстве между власть имущими и простыми рабочими, которая запечатлелась лишь в лозунгах и официальных документах, но не на практике.

В Москве, столице СССР, сегрегация была очевидна даже в жилищном вопросе, где целые кварталы формировались в зависимости от статуса будущих жильцов: красивые дома из керамического кирпича для академиков и руководителей заводов на Ленинском проспекте, "царское село" в Кунцево, и, напротив, хрущевки для рабочих с коммунальными домами и общежитиями в Старой Марьине и Капотне, на просачивающихся полях возле дымящегося нефтеперерабатывающего завода.

Общежития для рабочего класса, в которых преобладают унылые панельные коробки, в основном были созданы в 1970-х и 1980-х годах на месте снесенных деревень вблизи объездной дороги МКАД, либо на свалках или рекультивированных полях сточных вод. Менее престижными, как и сегодня, были общежития на юго-востоке, востоке и северо-востоке города, где располагались многие промышленные предприятия, такие как АЗЛК, ЗИЛ, "Серп и Молот", Шинный завод, грузовой порт "Южный", Московский нефтеперерабатывающий завод и другие.

Более того, даже центр Москвы в советское время, особенно маленькие переулки, был очень пестрым по контингенту и обшарпанным из-за обилия коммунальных квартир и ветхих дореволюционных домов барачного типа, которые были колонизированы только в 1990-е годы, а также девяти вокзалов, где традиционно проживали сомнительные личности с волчьим билетом на 101 км.

1.Арбат

-2

В советское время район входил в состав Киевского района и имел очень разношерстную публику. В бывших доходных и купеческих домах в арбатских переулках с общим туалетом и ванной на этаж давали комнаты в коммуналках лимитчикам, хотя в 1970-х годах часть из них снесли, застроив номенклатурными кирпичными домами.

Улица Старый Арбат, когда ее к середине 80-х полностью реконструировали, укоротив троллейбус 39, и превратили в первый в столице пешеходный бродвей, представляла собой сборище наперсточников, карманников, скупщиков медалей и старины, уличных художников, музыкантов и неформальной молодежи.

Соседний проспект Калинина (нынешний Новый Арбат) с кафе Метелица и Ивушка, баром Жигули, ресторанами Ангара, Прага и Арбат, а также рюмочными и пельменными был центром ночных развлечений в СССР как для золотой молодежи, так и для простых студентов и работяг. В Новоарбатский гастроном, универмаг Весна и магазин грампластинок Мелодия после обязательной прогулки по Старому Арбату всегда стояли в очереди гости столицы за дефицитными товарами.

Такая атмосфера и многолюдность Арбата не могла не притягивать разных темных личностей, которые разводили наивных туристов и провинциалов, и обували граждан подшофе после гулянки в ресторане.

2.Капотня

-3

Район появился в 1950-е годы как поселок рабочих при НПЗ, что и обусловило его низкий статус. В 1960 году включен в состав Люблинского района Москвы.

Сюда в низкокачественные кирпичные и панельные хрущевки селили работяг с завода, а в окрестных общежитиях жили лимитчики. Непрестижности району прибавляла и большая удаленность от центра Москвы и метро, а также копоть и дым от НПЗ и ТЭЦ-22. Своеобразной визитной карточкой района была труба НПЗ с постоянно горевшим факелом - таким нехитрым способом завод избавлялся от побочных газов при нефтепереработке.

3.Чертаново

-4

В советское время территория Чертанова находилась в Севастопольском (Северное) и Советском (Центральное и Южное) районах. В конце 1960-х - начале 1970-х территория массово застраивалась 9-17-этажными панельными домами типовых серий вместо сносимых деревень. В рабочем поселке Красный строитель многоквартирная застройка велась с 1950-х годов. Метро пришло в район лишь в середине 1980-х.

Несмотря на то, что к Олимпиаде был построен экспериментальный образцово-перспективный микрорайон Северное Чертаново, контингент жителей района был не самым благополучным. В основном здесь получали квартиры рабочие заводов ЗИЛ и Динамо, среди которых было хватало лимитчиков и бывших уголовников. Многие дома были построены как малосемейки и общежития. Для подвоза рабочих к заводам были построены трамвайная (Тм 16,49) и троллейбусная (Тб40) линии.

Таксисты везли сюда вечером только "в 2-3 счетчика", т.к. район находился на отшибе, да и можно было нарваться на хулиганистую молодежь - рядом огромный Битцевский парк. У бомбил даже сложилась присказка, отлично характеризующая советское Чертаново: "Увезу тебя я в тундру, увезу в Иваново, увезу куда угодно - только не в Чертаново".

4.Бирюлево

-5

Массовая застройка района пришлась на 1970-80-е годы, хотя при совхозе Загорье и ж/д ст. Бирюлево-Товарная и Пассажирская поселки с 2-4-5-этажками существовали еще с 1930-50х годов.

Дурную славу району обеспечила отрезанность от остальной Москвы ж/д линиями и лесопарком - попасть в Западную часть (в СССР относилась к Советскому району) можно было только по ул. Подольских курсантов, а в Восточную (относилась с Красногвардейскому району) - по Липецкой ул. Жилье здесь давали рабочим московских заводов ЗиЛ, Башенных кранов и др., ряд домов использовали как заводские общежития. Основным транспортом жителей были автобусы и троллейбус 11, т.к. метро даже поблизости до середины 1980-х годов не было. В годы горбачевской антиалкогольной кампании в некоторых квартирах в открытую гнали и продавали самогон, да и вообще "на районе" пьяные компании по вечерам можно было встретить на каждой лавочке.

5.Старое Марьино

-6

Массовое строительство в районе на месте бывших Люблинских полей орошения, через которые пропускали половину сточных вод столицы, началось в 1977 году. Жилые кварталы представлены одинаковыми 9-этажными панельками, квартиры в которых давали как очередникам города при расселении коммуналок, так и рабочим АЗЛК и ЗиЛа. В советское время местность относилась к Люблинскому району, до ближайшего метро Текстильщики ходил троллейбус 50.

Сейчас Старым Марьино называют 3 западных микрорайона современного района Марьино, которые попали в первый этап массовой застройки в противовес Марьинскому парку, который стали осваивать уже при Лужкове.