Найти тему

Как воспитывали Фёдора Шаляпина?

Оправдывая свои неуспехи, мы любим на что-нибудь ссылаться: на плохую память, например, или на отсутствие способностей. Дескать, я бы и достиг успеха, да вот память меня подводит. И, конечно, я бы тоже стал знаменитым, но вот природа способностей не дала. В последнее время стало модно ссылаться на травмы детства. Вот, дескать, получил я в детстве травму, теперь не уверен в себе, а так бы я, конечно, себя показал!

Анна Фрейд (1895-1982)
Анна Фрейд (1895-1982)

Начало этому положила Анна Фрейд, дочь знаменитого Зигмунда Фрейда, основательница детского психоанализа.

Так ли предопределен событиями детства вектор судьбы или его можно изменить? На примере биографии Фёдора Ивановича Шаляпина попробуем поискать ответы на эти вопросы.

В какой обстановке прошло детство Шаляпина?

Книга Ф. И. Шаляпина "Страницы из моей жизни".
Книга Ф. И. Шаляпина "Страницы из моей жизни".

Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Страницы из моей жизни»:

Помню, я пускал бумажного змея, отлично сделанного мною, с трещотками и погремушками. Змей застрял на вершине высокой березы, мне жалко было потерять его. Я влез на березу, достал змея и начал спускаться, но подо мной подломился сук, я кувырком полетел вниз, ударился о крышу, о забор и, наконец, хлопнулся на землю спиной так, что внутри у меня даже крякнуло. Пролежал я на земле с изорванным змеем в руках довольно долго. Отдохнув, пожалел о змее, нашел другие удовольствия, и все было забыто.

Однако на другой день отец повел сына в баню:

Отец был превосходно настроен. Разделись. Он ткнул мне пальцем в бок и зловеще спросил:
– Это что такое?
Я увидел, что тело мое расписано сине-желтыми пятнами, точно шкура зебры.
– Это я упал, ушибся немножко.
– Немножко? Отчего же ты весь полосатый? Откуда ты упал?
Я рассказал по совести. Тогда он выдернул из веника несколько толстых прутьев и начал меня сечь, приговаривая:
– Не лазай на березу, не лазай!
Не столько было больно, сколько совестно перед людьми в предбаннике, совестно и обидно: люди страшно обрадовались неожиданной забаве; хотя и беззлобно, они гикали и хохотали, поощряя отца.

Как воспитывали Фёдора Шаляпина?

Ответ, который следует из воспоминаний артиста, - по «Домострою».

Домострой
Домострой

«Домострой» - в дореволюционной России это учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни . Еще в середине XVI века протопоп Сильвестр собрал под одной обложкой наставления по всем направлениям жизни всякого христианина.

Глава, посвященная воспитанию детей, носит название «Как детей учить и страхом спасать». Вот несколько цитат из этой главы:

- Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.
- Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им.
- Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой.

Основной принцип воспитания, по Домострою, - это физические наказания, которые были неотъемлемой частью воспитания на Руси.

Если же говорить языком современной педагогической науки, то воспитывали в семье Шаляпиных авторитарным (автократическим) стилем. Характеризуется такой стиль воспитания отрицательным эмоциональным тоном семейных взаимоотношений и жёстким контролем за поведением детей. Основные средства воспитания – жесткие наказания, вплоть до применения физической силы. Все вопросы, касающиеся детей, решаются в одностороннем порядке родителями.

Приведем ещё один отрывок из той же книги «Страницы из моей жизни». Федору Шаляпину 13 лет, он только что с Похвальным листом закончил городское училище:

Ну, – сказал мне отец, – теперь ты грамотный! Надо работать. Ты вот по театрам шляешься, книжки читаешь да песни поешь! Это надобно бросить…Пьяный, он подзывал меня к себе, долбил череп мой согнутым пальцем и все внушал:
– В двор-рники!.

Итогом такого подхода к воспитанию становится то, что дети становятся инфантильными, привыкают выполнять чужую волю не раздумывая, не пытаясь самостоятельно решить вопрос, не проявляя инициативы. Как сказали бы в случае домостроя, в детях формируется рабская покорность, не подкрепленная нравственным убеждением.

Так воспитывали всех детей из окружения Шаляпина.

«Я имел несколько человек добрых товарищей, но все они до одного погибли в ранней юности», - напишет артист в воспоминаниях.

Но всё пойдет не так в случае с Федей Шаляпиным

Какие же стратегии позволили ему сломать код судьбы и пройти путь от паренька из крестьянского сословия до вокалиста мирового масштаба?

По материалам воспоминаний Ф. И. Шаляпина: «Страницы из моей жизни»:

1. Стратегия «Будь верен себе».

12-летним ребенком Шаляпин впервые попадает в театр на дневной спектакль «Русская свадьба». Юный зритель «был до глубины потрясен зрелищем» и даже «снова воротился в театр и купил билет на вечернее представление». Вечером давали «Медею». «Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым», - напишет позже артист. Стоит напомнить, что он продолжал ходить в театр, несмотря на неодобрение окружающих и прямые запреты отца, причем деньги на билеты подросток зарабатывал сам.

2. Стратегия «Поднимай шансы».

Есть такая идея мироустройства: мир, дескать, наполнен шансами. Только один человек эти шансы видит и не ленится наклоняться, чтобы их поднять. И тогда шансы меняют качество твоей жизни: приводят к цели, знакомят с успехом. Другой же человек этих шансов не замечает или ленится поднимать. В итоге – проходит мимо цели, пропускает удачу.

Кто-кто, а Ф. И. Шаляпин умел поднимать шансы.

Живет по соседству гимназист, готов позаниматься – научился у него читать. Познакомился с регентом церковного хора – выучил у него ноты. Встретился человек, готовый бесплатно давать уроки вокала – Шаляпин занимается вокалом. Жил в Петербурге в гостинице – Пале-Рояль вместе с драматическими актерами – научился у знаменитого трагика Мамонта Дальского актерскому мастерству.

Так, не имея материальных средств получать регулярное образование, Шаляпин постепенно накапливает профессиональное мастерство.

3. Стратегия «Трудись на совесть».

Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного "Псковитянка"
Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного "Псковитянка"

Приведем только один факт: знаменитую роль Ивана Грозного в «Псковитянке» Федор Иванович Шаляпин играл в настоящей кольчуге весом 16 кг.

4. Стратегия «Помни добро».

Помнить добро певца учил отец. Ф. И. Шаляпин позже напишет:

Однажды, взяв поминанье, я прочитал в нем: «О здравии: Иераксы, Ивана, Евдокии, Феодора, Николая, Евдокии…» Иван и Евдокия – отец, мать; Федор – это я. Николай и Евдокия брат и сестра. Но что такое – Иераксы? Неслыханное имя казалось мне страшным, носителя его я представлял себе существом необыкновенным, – наверное, это разбойник или колдун, а может быть, и еще хуже…Набравшись храбрости, я спросил отца:
– Папа, это кто – Иераксы?
Отец рассказал мне кратко и памятно:
– До восемнадцати лет я работал в деревне, пахал землю, а потом ушел в город. В городе я работал все, что мог: был водовозом, дворником, пачкался на свечном заводе, наконец, попал в работники к становому приставу Чирикову в Ключищах, а в том селе, при церкви, был пономарь Иеракса, так вот он и выучил меня грамоте. Никогда я не забуду добро, которое он этим сделал мне! Не забывай и ты людей, которые сделают добро тебе, – не много будет их, легко удержать в памяти!
Вскоре после этого пономарь Иеракса был переписан отцом со страницы «О здравии» на страницу «О упокоении рабов божиих».
– Вот, – сказал отец, – я и тут в первую голову поставлю его!».

О том, что урок отца усвоен, говорит тот факт, что к Ф. Шаляпину тянулись люди. Он дружил с В. Качаловым, С. Есениным, М. Горьким, Л. Андреевым, И. Буниным, С. Рахманиновым и др.

Я думаю, что только внимание и уважение к ближнему может создать для него те условия, в которых он, с наименьшим количеством бесполезно затраченной энергии, привнесет в жизнь наибольшее количество красивого, доброго и умного» -

писал впоследствии великий артист Ф. И. Шаляпин.

И это убедительно показывает, что ему удалось не только пройти путь от крестьянского парня до вокалиста мирового масштаба. Ему удалось также пройти путь от «травм детства» до великого гуманиста, принесшего «в жизнь наибольшее количество красивого, доброго и умного».

Послушайте:

Ф.Шаляпин Дубинушка