Сегодня в третий раз по моей родной области ударил украинский беспилотник. Что хочется сказать - на протяжении XVI, XVII, XVIII столетий русский народ в титанической борьбе отодвигал границы на юг и на запад от Москвы, от центра, для свободного безопасного развития. Моя Тульская область была покрыта сетью засечных черт - лесных полос с укреплениями и препятствиями от набегов кочевников.
И только в 18 веке они перестали быть нужными, когда Россия окончательно разгромила Крымское ханство и избавилась от угроз с юга. А до этого сотни тысяч русских людей были захвачены и уведены в полон, и далее проданы в рабство.
Также были отодвинуты границы на запад, а ведь до середины 17 века даже Смоленск входил в Польшу и Москва была совершенно неприкрыта.
Но уже в 1812 году Наполеон пришлось растягивать снабжение на сотни километров наступая на Москву издалека. А если бы он шел на неё из Смоленска или из Могилёва, то исход войны был предрешен.
В результате многовековой народной борьбы по отодвиганию границ, сложилась ситуация, которую Гоголь описывал словами: "отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь".
Но в 1991 Ельцин, Бурбулис, Шахрай, Гайдар вернули границы в XVI век, обнулив четыре века русской истории. В результате Москва, по сути, стала приграничным городом.
До белорусской границы около 400 км. Города Центральной России - Белгород, Курск, Брянск как в XVI веке оказались на краю Дикого Поля, под угрозой набегов. Это касается и Пскова, Воронежа, Ростова, Смоленска, Астрахани, Оренбурга, Волгограда, Саратова, Челябинска, Кургана, Омска и многих других городов. Размеры геополитической катастрофы 91 года до сих пор не осознаны.
Максим АРТЕМЬЕВ