Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Элиза или настоящая жизнь» (Франция) и др.

«Элиза или настоящая жизнь»,
«Элиза или настоящая жизнь»,

«Когда появилась лента Поля Бернара «Время жить», демократическая критика приветствовала ее как начало подлинно социального кино во Франции, как одну из первых картин о рабочем классе, о проблемах, связанных с положением пролетариата во время научно-технической революции на Западе. Однако авторам таких фильмов приходится нелегко. Фильмы их имеют большой успех у публики, но прокатчики их «зажимают» тем, что не предоставляют больших залов. Такая же участь постигла и ленту Мишеля Драша «Элиза или настоящая жизнь», посвященную эксплуатации арабских рабочих во Франции, солидарности простых людей в борьбе за равноправие и человеческое достоинство.

У касс кинотеатров, где показывали эти ленты, не только в субботу, а и в рабочие дни можно было видеть очереди. Это свидетельствует о том, что французский зритель сохранил вкус к фильмам, в которых рассказывается о жизни простых людей.

Один из активных участников этого демократического направления в сегодняшнем французском кино, Бернар Поль, рассказал, что работает сейчас над постановкой фильма по роману Роже Вайяна «Прекрасная маска». В основу сюжета положен реальный факт: увольнение работниц на текстильных предприятиях миллионера Буссака и противодействие работниц этой политике. В отличие от провокационной картины «Ударом на удар», только что выпущенной на экраны Франции, в которой в карикатурном виде изображены профсоюзные активисты, Бернар Поль стремится показать подлинную роль профсоюзов как организаторов борьбы рабочего класса за свои социальные права.

И на этот раз Бернар Поль встретился в своей работе с большими трудностями. Ему отказали в проведении съемок на французских фабриках, и поэтому интерьеры он снимает в Югославии. Никто из продюсеров не стал брать на себя расходы по созданию ленты, и Бернар Поль вложил в нее собственные скромные средства.

Быть может, эти немногочисленные ростки подлинно демократической французской культуры в ближайшем будущем сольются с «рабочим кино», которое создается самими трудящимися — о своих собственных проблемах и для себя... Быть может, в этом залог будущего французского кино, залог его выхода из нынешнего кризиса. Время покажет...» (Бочаров Ю. Два полюса: коммерция и политика // Советский экран. 1972. № 12. С. 15).