Найти в Дзене
История ЭПРОН

Кюнстлер. Корабельный инженер Экспедиции подводных работ особого назначения

... «благодаря» сайту жертв политических репрессий, был уверен, что вторично В.Ф. Кюнстлера «посадили» не после войны, а в марте сорок второго вместе с женой и дочерью Ундиной, родившейся в 1928 году, и всех троих отправили на «спецпоселение» в Тюмень, что, как и многие сведения об этой семье, включая отчество жены, оказалось неправдой.

А.Ю. Следков, Общество изучения истории водолазного дела

им. Р.А. Орбели, Санкт-Петербург.

Специально для проекта «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий»

Настоящий эксклюзивный очерк содержит материалы из двух государственных архивов Санкт-Петербурга, а также фотографии из семейного архива, предоставленные Эрихом Вячеславовичем Кюнстлером.

_____________________________________________________________________________

От главного редактора проекта:

Попутного ветра, друзья, коллеги, единомышленники!

Вдохновленные опытом @fomin_nilov, мы решились на частичный «переезд» материалов сюда и в VK @epronhist

Впервые данный текст был опубликован на сайте проекта «История ЭПРОН», переставшем работать летом 2022 года в свете известных геополитических проблем. Израильская (!) компания «Wix» отказалась принимать оплату за продление услуг хостинга от клиентов из России.

Ссылка (для цитирования) на оригинальную публикацию выглядит так:

Следков А.Ю. Кюнстлер : очерк // История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий. 29 января 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epronhist.info/post/essay-by-a-yu-sledkov-about-künstler

_____________________________________________________________________________

Вячеслав Фридрихович Кюнстлер, 1938 г., из семейного архива
Вячеслав Фридрихович Кюнстлер, 1938 г., из семейного архива

Что мне было известно до зимы 2021—22 гг. об одном из наиболее выдающихся специалистов в области судоподъёма?

То, что немец Вячеслав Фридрихович Кюнстлер родился 1 апреля 1904 года в Пинске в семье рабочего, в 1929 году окончил ленинградский Политех и стал кораблестроителем.

С 1932 года работал в ЭПРОН корабельным инженером, руководил подъёмом парохода «Борис», тральщика «Мойва» и других плавсредств, участвовал в подъёме подлодки № 9, и именно ему принадлежит разработка «зигзагообразного» метода судоподъёма, заключавшегося в чередовании перемещения носовой и кормовой частей объекта, впервые применённого на эсминце «Керчь», затонувшем на глубине 27 метров.

После начала в 1933 году выпуска 200-тонных понтонов с аппендиксами, предназначенными для стравливания расширяющегося воздуха при всплытии, спроектированных под руководством Тимофея Ивановича Бобрицкого (1893—1965), было обнаружено, что их неудобно транспортировать по железной дороге.

Поэтому в 1934 году по проекту В.Ф. Кюнстлера было создано два типа металлических 80-тонных понтонов, предназначенных для работ на реках и озёрах или в морских условиях на глубине до 50 метров, а также разборные 225- и 40-тонные металлические и резиновые и 20-тонные деревянные понтоны с внутренней резиновой или брезентовой камерой.

С академиком Крыловым, 1938 г., из семейного архива
С академиком Крыловым, 1938 г., из семейного архива

Т.И. Бобрицкого в 1937 году «посадили», но во время войны организовали во главе с ним проектную группу, в состав которой входили специалисты ЭПРОН, находившиеся в заключении. После подъёма лидера эскадренных миноносцев «Ташкент», потопленного германской авиацией, Тимофея Ивановича освободили, а спустя десять лет сняли с него судимость и реабилитировали. С В.Ф. Кюнстлером поступили более жестоко.

В 1938 году под редакцией капитана 2 ранга Николая Юрьевича Авраамова (1892—1949) вышел в свет учебник для водолазных техникумов и школ «Судоподъем», утверждённый Главным управлением ЭПРОН. Кроме редактора, никаких фамилий в выходных данных учебника не указывалось, хотя на самом деле он был написан Вячеславом Кюнстлером, которого в том же году взяли под стражу и освободили только в сороковом, предоставив 23 августа справку, подписанную заместителем начальника штаба ЭПРОН Борисовым:

Дана военинженеру 2 ранга В.Ф. КЮНСТЛЕРУ, в том, что он является автором книги «Судоподъем», изданной Главным Управлением Краснознаменного ЭПРОНа в издательстве «Водный транспорт» в 1938 году. Книга была издана во время отсутствия автора и поэтому его фамилия на переплете не была указана.

После войны Кюнстлера опять арестовали, причём, сначала приговорили к высшей мере наказания за то, что он, составляя технический план судоподъёма, неправильно произвёл расчёты, и корабль снова ушел на дно, но всё же заменили казнь 20-летним заключением, которое он отбывал на воркутинской шахте.

Спустя пять лет пребывания в лагере его выслали на поселение, где Вячеслав Фридрихович трудился на заводе по постройке торпедных катеров и писал научный труд под названием «Аналитический метод построения корабля».

Последнюю информацию опубликовал в Интернете Виктор Петрович Павлючук из Ставрополя, работавший на той самой шахте вольнонаёмным. Каторжанам в те годы дозволялось отправлять лишь одно письмо в год, и вольнонаёмные помогали им делать это почаще и, кроме того, могли купить «на воле» какие-то продукты и бумагу для писем.

Я созвонился с Павлючуком в начале 2021 года, и он дал мне домашний телефон Эриха, сына Вячеслава Фридриховича, проживающего в Петербурге, но я ему так и не дозвонился (несмотря на многократные попытки), а когда в начале 2022 года позвонил Виктору Петровичу ещё раз, оказалось, что тот уже умер.

К тому времени я, «благодаря» сайту жертв политических репрессий, был уверен, что вторично В.Ф. Кюнстлера «посадили» не после войны, а в марте сорок второго вместе с женой и дочерью Ундиной, родившейся в 1928 году, и всех троих отправили на «спецпоселение» в Тюмень, что, как и многие сведения об этой семье, включая отчество жены, оказалось неправдой.

Лекционная книжка студента Владимира Фридриховича Кюнстлера (1898 г.р.),
ЦГИА СПБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3617
Лекционная книжка студента Владимира Фридриховича Кюнстлера (1898 г.р.), ЦГИА СПБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3617
Студент В.Ф. Кюнстлер (1898 г.р.), ЦГИА СПБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3617
Студент В.Ф. Кюнстлер (1898 г.р.), ЦГИА СПБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3617

Кроме того, я нашёл в деле № 3617 фонда 478 ЦГИА СПБ информацию о Владимире Фридриховиче Кюнстлере, родившемся 22 января 1898 года в Пинске, причём, его отец, мещанин из Либавы железнодорожный рабочий Фридрих Иванович (на самом деле — Генрихович) 1867 года рождения был лютеранином, а мама, Мальвина Прокофьевна – православной. Владимир окончил Пинское реальное училище и в 1915 году поступил на электромеханический факультет Санкт-Петербургского Политеха, но через два года «убыл по воинской повинности», после чего архивные следы его затерялись.

И тогда я на удачу набрал в соцсетях эту фамилию и вышел на Романа Кюнстлера, оказавшегося внучатым племянником Эриха Вячеславовича, и любезно сообщившим мне номер его мобильного телефона, после чего мы начали обмениваться информацией, и факты разрозненной и, порой, противоречивой биографии, встали на свои места.

Лекционная книжка Анатолия Кюнстлера
Лекционная книжка Анатолия Кюнстлера

Эрих Вячеславович подтвердил, что его дедушку и бабушку звали именно так, и вспомнил, что отец когда-то упомянул о старшем брате, умершем или погибшем в молодом возрасте. Кроме него, у Вячеслава Фридриховича было ещё два брата — Анатолий, также ставший кораблестроителем, осуждённый 12 марта 1944 года и отправленный в Богословлаг, расположенный в Свердловской области, и Виталий, пропавший без вести в октябре сорок второго, что соответствовало данным, обнаруженным в Интернете. При этом интересно, что Владимир, Вячеслав и Анатолий Кюнстлеры учились именно в Политехе.

У Виталия было двое детей, Игорь, дед Романа, и Ирина, родившаяся в сорок первом в блокадном Ленинграде, умершая через несколько месяцев. В блокаду умер и отец братьев Кюнстлер, продолжавший трудиться слесарем на заводе им. Энгельса.

После того как я выслал фото студенческого билета Владимира Эриху Вячеславовичу, он прислал мне в ответ несколько фотоснимков отца и написанную от руки автобиографию, где было обозначено, что Вячеслав Фридрихович начал учиться в Пинском реальном училище в 1913-м и закончил его в 1918 году. К тому времени семья перебралась в Брянск, где он закончил гимназию, а потом - машиностроительный техникум, и работал, как и отец, на железной дороге, а затем приехал в Ленинград, где с 1922 по 1929 гг. был студентом кораблестроительного факультета Политехнического.

6 июня 1927 года В.Ф. Кюнстлер женился на Елене Антоновне Заозерской. Далее в автобиографии перечислялись места работы и службы в ВМФ с мая 1932 по март 1941 года в ЭПРОНе, где он прошёл путь от рядового инженера до начальника Отдела аварийно-спасательных работ, совмещая научную работу с преподаванием в «Политехе» и «Корабелке».

Действительно, впервые он был арестован 18 августа 1938 года по статье 58 п. 6, 7, 8 и 10, то есть за шпионаж и терроризм, и содержался под следствием в Областном управлении НКВД вплоть до 8 августа сорокового, когда его вынуждены были освободить «ввиду отсутствия состава преступления».

После этого В.Ф. Кюнстлер некоторое время проектировал ледоколы, но с началом войны с морской службы его уволили, а во время блокады, как представителя «неблагонадёжной национальности», уже тяжело больного от истощения, на носилках погрузили в поезд и эвакуировали с женой в Салехард. И, если бы этого не произошло, то Вячеслав Фридрихович наверняка бы погиб от дистрофии.

В Салехарде, немного оправившись, он стал работать на судоверфи, и именно в этом городе в 1943 году в семье родился сын Эрих. Что же касается дочери, Ундины, то её, оставленную на попечении тёти, эвакуировали в Каменск-Уральский Свердловской области, и ей также удалось выжить.

С Николаем Петровичем Чикером (крайний слева), 1981 г., из семейного архива
С Николаем Петровичем Чикером (крайний слева), 1981 г., из семейного архива

После войны Вячеслав Кюнстлер возглавлял отдел аварийно-спасательной службы Главного военно-речного управления в Москве, поднимал суда на Днепре, а затем, поскольку в Ленинграде квартира, выделенная в своё время ЭПРОНом, оказалась занятой, стал начальником отдела технического контроля на судостроительном заводе Клайпеды, и там 24 февраля 1949 года, а не в сорок втором, вновь был арестован и осуждён на два десятка лет с отбытием срока наказания в Воркуте.

Именно в этом городе он работал на шахте, откуда 21 декабря 1954 года в связи «со снятием судимости» был направлен в Тюменскую область и после «снятия с учёта» смог приехать в Клайпеду, работал там на судостроительном заводе, а затем вернулся в Ленинград.

В.Ф. Кюнстлер, 1964 г., из семейного архива
В.Ф. Кюнстлер, 1964 г., из семейного архива

Под конец жизни он начал систематизировать собранный материал для исторической книги по судоподъёму и аварийно-спасательному делу с отдельной главой о восстановлении разрушенных мостов и устройстве судовых ходов, но написать её не успел.

Его дочь Ундина прожила долгую жизнь, вступила в КПСС, откуда, согласно делу №1119 фонда 410 ЦГАИПД СПБ, была исключена в период перестройки «за отрыв от партийной деятельности и неуплату членских взносов». А Эрих Вячеславович, как и Роман Кюнстлер, родившийся в 1982 году, стали известными питерскими художниками.

Очерк поступил в редакцию 28 января 2022 г.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.

Свободное и безвозмездное использование любых материалов, входящих в состав настоящего очерка, ограничено использованием только в личных целях (ознакомление на сайте, распечатка страниц сайта для изучения). При этом обязательным является сохранение авторского права и указание авторства материала.

С другими произведениями авторами вы можете познакомиться на сайте

http://аследков.рф

© Следков А. Ю., 2022

© Кюнстлер Э. В., фотографии, 2022

© Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), 2022

© Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПБ), 2022

© Научно-образовательный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий», 2022