Найти в Дзене

Служенье муз. Часть 1

- Ларочка... - донеслось с заднего сиденья автомобиля.

Лариса лишь крепче сжала руль и зубы.

- Ларочка, прости меня! - в этом слабом голосе было драмы и трагедии больше, чем во всех великих трагедиях вместе взятых.

- Сам не знаю, как так вышло... - продолжал страдалец. - Я же просто зашел к Витьке за альбомами! Ну да, немного винца приняли, а потом - как в тумане... Ларочка, я правда не хотел! Я собирался сразу домой!

Больше всего Ларисе сейчас хотелось резко остановиться и без лишних слов вышвырнуть это пьяное туловище из машины. Но нужно было держать себя в руках, поэтому она лишь медленно вдохнула и выдохнула - главное сейчас самой успокоиться.

Добравшись до дома, она не без труда дотащила до квартиры мужа, который еле держался на ногах.

- Прими холодный душ и приведи себя в порядок, - сказала она, изо всех сил стараясь придать своему голосу спокойствие и уверенность. - Через два часа приедет Орловский, и ты должен быть, как огурчик.

Когда из ванной послышался звук льющейся воды, Лариса устало упала на диван и, глядя на расписной потолок, тяжело вздохнула. Она чувствовала себя совершенно разбитой. У нее болели спина и руки, но сильнее всего - душа. Могла ли она тогда, пятнадцать лет назад, представить себе, что ей придется таскать пьяную тушку мужа домой с очередных бλя...оk?

С Максимом она была знакома почти всю жизнь - они выросли в одном дворе, более того, их родители дружили, поэтому дети часто играли вместе. Впрочем, догонялкам и "казакам-разбойникам" Макс всегда предпочитал более творческие занятия, и главной его страстью было рисование. Родители рано заметили талант сына и не стали его ограничивать, а, наоборот, всячески поощряли. Лариса даже завидовала способностям своего друга:
- Ух ты! Вот как тебе удается так точно нарисовать человека? Я так не умею...
- Не знаю, - улыбался Макс в ответ, - я просто изображаю на бумаге то, что у меня в голове.

Лучше всего мальчику удавались портреты - каким-то удивительным образом у него получалось одновременно и очень точно воспроизвести черты лица, и угадать характер человека. Особенно он гордился портретом любимой бабушки, которая несколько лет назад ушла из жизни, и Максим нарисовал ее по памяти.

- Он даже ее фотографии не брал для натуры, а так точно передал образ! - удивлялись родители.

Бабушка Максима была веселой добродушной хохотушкой, и глядя на ее изображение на тонированной бумаге, так и казалось, что эта нарисованная женщина сейчас рассмеется.

Разумеется, такой талант не мог остаться незамеченным. Макс часто завоевывал призовые места на творческих конкурсах и мечтал о поступлении в престижный художественный вуз. Родители регулярно возили его на мастер-классы к заслуженным мастерам живописи и рисунка.

- Ну и что, ты теперь уедешь? - тихо спросила Лариса.

Макс лишь вздохнул в ответ.
Они сидели на берегу реки под раскидистой ивой, на "их" месте. Лариса погладила шершавую кору дерева.

- А помнишь, как мы здесь клад закопали? - хихикнула она.
- Ага, - улыбнулся Макс. - Нашли какие-то стекляшки и крашеный пластик, а родителям сказали, что это золото и драгоценные камни.

Снова воцарилось неловкое молчание. Оба понимали, что им придется расстаться надолго, а скорее - навсегда. Лариса знала, что если Макс поступит в Москву (а он поступит), то вряд ли когда-либо вернется в родную провинцию. Это понимал и сам Максим. С одной стороны, ему очень хотелось уехать, ведь именно об этом он мечтал всю жизнь! Он будет жить в большом городе, учиться в престижном вузе, станет художником... но ради этого ему придется расстаться с Ларисой. Это как будто отрезать себе ногу - за все годы дружбы они стали практически одним целым.

- Ларис... - спросил парень, - а ты все еще не решила, куда будешь поступать?
- Нет, - равнодушно ответила она. - Я вообще никуда не хочу поступать, хочу работу найти. Но сам понимаешь, предки не дадут. Мать хочет, чтобы я на юриста пошла, а отец - чтобы на экономику. А мне и то, и другое до лампочки...
- А ты бы хотела поехать со мной вместе?
- В Москву?! - изумилась Лариса. - Но... ты как себе это представляешь вообще? Я ж там не поступлю никуда. Да и где жить?
- Ты просто скажи - хочешь или нет, - сказал Макс, нервно теребя край футболки.
- Ну... хочу, конечно, - пожала плечами девушка, - но...

В этот момент Максим обнял Ларису за талию, прижал к себе и поцеловал. Это было настолько неожиданно и обескураживающе для обоих, что первый поцелуй получился очень уж далеким от романтического идеала.

- Извини, я... не умею, - смущенно улыбнулся Макс, протирая очки.
- Я тоже, - Лариса густо покраснела и опустила глаза. - А что мы предкам скажем?
- Так и скажем, что решили ехать в Москву вместе! - решительно произнес Максим. - Они разрешат!

С этими словами он взял девушку за руку и посмотрел ей в глаза.
- Я не смогу без тебя, Ларис. Я... я тебя люблю!

Второй поцелуй получился уже более удачным.

-2

- Я так и знала! - рассмеялась мама Максима. Остальные родители тоже довольно улыбались.

Молодые люди нервно смотрели друг на друга, потому что ожидали совершенно другой реакции - криков, угроз, проклятий...

- Ну, голубки, возможно, так будет даже и лучше, - сказал отец Ларисы.
- И что, они будут просто жить гражданским браком? - покачала головой мама девушки.
- Они уже совершеннолетние, - пожал плечами отец Максима. - Лучше уж пусть живут вместе и под нашим присмотром, чем по подворотням непонятно, с кем, и непонятно, чем занимаются. Ну а пожениться - дело нехитрое. Хоть сейчас иди в ЗАГС и подавай заявление.
- В любом случае, это надо обдумать, - сказал отец Ларисы. - В целом, я не против. Максим - парень толковый и целеустремленный. И как будущий зять он меня вполне устраивает. Но, дорогая моя дочура, если хошь в столицу, то ищи, куда будешь поступать. Бить баклуши мы тебе не позволим. У человека обязательно должно быть образование!

Детей выпроводили вон, чтобы на семейном совете обсудить детали. В итоге обе стороны решили, что снимут ребятам квартиру и будут помогать финансово, пока Лариса с Максимом не выучатся.

Если Максим с учебным заведением давно определился, то перед Ларисой встал непростой выбор. Она понимала, что никакой бюджет в московских вузах ей даже в самых счастливых снах не светит - школу она окончила средне и какими-то выдающимися талантами в академических науках не блистала. Сошлись на том, что она будет учиться заочно, и родители оплатят ей обучение, а себе на жизнь Лариса будет зарабатывать сама.

- Только дочь, ради бога, никаких танцев у шеста или чего похуже! - сказала мама. - А то знаем мы все эти истории про провинциальных девушек, которые захотели сладкой жизни в столице...

Ни о чем подобном Лариса, разумеется, даже не помышляла.

Ехать в Москву обоим было страшно. Но ребята знали, что не пропадут. Родители сняли им квартиру и подкинули денег на первое время. И вот с осени началась студенческая жизнь. Максим с утра до вечера пропадал на занятиях, а вот у Ларисы учеба была "не бей лежачего" - в начале семестра всем студентам выдали все учебные материалы и задания на дисках и велели за неделю до начала сессии присылать все работы преподавателям на электронную почту. Сами зачеты и экзамены сдавались в виде тестов, которые выполнялись с компьютеров. Конечно, это был затрапезный коммерческий вуз, но кого это волновало? Главное, что в дипломе печатали заветное слово "московский".

Лариса устроилась диспетчером в службу такси. Огромных денег ей не платили, конечно, но вместе с тем, что родители присылали Максиму. получалось вполне сносно. К тому же, по вечеринкам они не ходили, а столичные торговые центры Ларисе были не интересны, поэтому жили они экономно и главной статьей расходов были материалы для живописи.

В отношениях Ларисы и Максима тоже была абсолютная идиллия. Он называл девушку своей музой, и часто она выступала в роли его натурщицы. Один из таких портретов нравился ей особенно.

- Я оформлю его в рамку и повешу на стену! - мечтательно произнесла Лариса. - Главное, перед приездом родителей не забыть его снять...

К тому же, она часто давала порой неожиданные, но очень простые и действенные советы.

- Никак не могу передать свет сквозь ткань! - жаловался ей Максим, отправляя в мусорку очередной испорченный холст.
- А видел, как в шесть утра солнце через занавеску светит? - спросила девушка. - Я помню, тогда аж замерла, насколько красиво это было! Только важно поймать солнечную погоду и нужное время...

Последовав этому совета, Макс создал одну из лучших самостоятельных работ, за которую удостоился похвалы своего Мастера.

- Вы неплохо научились работать со светом, молодой человек, - сказал преподаватель, глядя на картину поверх очков. - Вам, конечно, еще пахать и пахать, но это все равно несравнимо лучше того, что было раньше.

Услышать такое от заслуженного художника Российской Фередации дорогого стоило.

В общем, Максим постигал секреты живописного мастерства, Лариса работала и сдавала сессии с полпинка, и жизнь текла своим чередом, пока не произошло то, что разделило мир обоих на "до" и "после".

-3

Однажды вечером Максим пришел в весьма возбужденном состоянии. Лариса, которая в это время читала книгу на кухне, обеспокоенно спросила его:
- Макс, что-то случилось? Тебя аж трясет всего. И что это в у тебя в пакете?
- Ох, Ларочка! - нервно выдохнул он. - Я тебе сейчас расскажу... Пойдем на кухню?

Когда Максим начал доставать из пакета дорогое вино, красную рыбу и экзотические фрукты, глаза Ларисы округлились:
- Это в честь чего такой пир? Ты ограбил директора водокачки?
- Лучше! - гордо произнес Максим. - Лара, я продал свою первую картину!

Лариса поначалу потеряла дар речи, а потом крепко обняла Максима.

- Это правда?! Не может быть!
- Я сам не поверил сначала, но потом... - с этими словами Максим достал из кошелька несколько пятитысячных купюр.
- Ого! - удивилась Лариса. - Это сколько же тут?
- Было пятьдесят тысяч, пока я не потратил часть на эти скромные угощения, - улыбнулся Максим.
- И кто же этот таинственный благодетель? - поинтересовалась девушка.
- Отец одного из студентов. У него сын на скульптуре учится, поэтому этот дядька часто бывает у нас. Вот, увидел меня с этим пейзажем и спросил, готов ли я продать работу. Ну я и согласился. Мне эта картина все равно никогда не нравилась.

В тот вечер Максим с Ларисой устроили настоящий пир. Конечно же, они позвонили родителям и похвастались этим достижением, чему те были безмерно рады.

- Ну что ж! - гордо сказал отец Максима. - Ты доказал, что художник необязательно должен быть голодным!

На следующий день Максим снова принес целый пакет дорогих продуктов, на что Лариса сказала:
- Макс, если мы будем каждый день трескать деликатесы, то разоримся. Я понимаю, что иногда можно отметить что-то, но все-таки нужно научиться тратить деньги разумно.
- Ты права, - вздохнул Максим. - Просто я так рад, что мне все еще хочется праздновать! Вот что. Ты у нас человек разумный и экономный. Держи!

Он протянул ей оставшиеся от продажи картины деньги.
- Я уверен, что ты сможешь грамотно ими распорядиться.

Так Лариса стала держателем семейной казны. Она действительно подошла к этому вопросу ответственно, очень грамотно распределив расходы. Тем более, что продажа одного холста - это хорошо, но о том, чтобы жить на деньги с продажи картин, речи пока не шло. За последующие полгода Максим продал еще две работы, что принесло им с Ларисой около ста тысяч рублей, но самым ценным было другое - Макс познакомился с владельцем художественной галереи. Этому Лариса была рада больше, чем деньгам.

В то время Максим работал над целой серией картин. Он хотел объединить в них свою страсть к написанию портретов и работу со светом. Именно с помощью освещения он добивался умиротворяющего, комического или, наоборот, трагического и пугающего настроения. Хозяин галереи заинтересовался этими работами, и вскоре в Москве открылась выставка с поэтическим названием "Свет внутри тебя".

Перед открытием Максим был весь на нервах, а Лариса пыталась успокоить его:
- Любимый, так надо! Возьми себя в руки и покажи, насколько ты крут!
- А мне обязательно одеваться, как идиот? - недовольно проворчал он, придирчиво оглядывая свое отражение в зеркале.
- Обязательно, - строго ответила Лариса. - Ты что, забыл, что встречают по одежке? Особенно, в творческой среде.

-4

Во время открытия выставки Максим очень переживал, а вот Лариса чувствовала себя, как рыба в воде - она смотрелась, как Джеки Кеннеди и Леди Ди одновременно: была одета скромно, но стильно; приветлива, но не навязчива; шутлива, но не вульгарна. Таким образом, Лариса стала негласной хозяйкой этого вечера, и при этом ей удавалось общаться с гостями так, чтобы вызывать больший интерес к не себе, а к Максиму.

В самый разгар мероприятия к ним подошел крупный мужчина в светлом костюме.

- Здравствуйте, Максим, - зычным голосом произнес он, пожимая руку молодому художнику. - А вы сегодня прямо герой дня! Очень рад познакомиться с вами. Меня зовут Леонид Орловский. Возможно, вы слышали обо мне?

С этими словами он выжидательно посмотрел на Максима, и тот стушевался. Ситуацию спасла Лариса:
- Конечно, конечно! Мы много о вас слышали, Леонид Иванович! Это большая честь видеть вас здесь.
- Да-да, - подхватил Максим, - мы очень рады, что вы выкроили время и пришли на мою выставку!
- Я не мог ее проигнорировать, - Орловский расплылся в довольной улыбке. - О вас много говорят, Максим. И глядя на ваши работы, я понимаю, почему.

Он окинул взглядом выставочный зал и развел руками:
- Много что видел в своей жизни, но ваши портреты... в них есть что-то уникальное! Например, вот, смотрите...

С этими словами он подошел к одной из картин:
- Она мрачная, видно, что человек в отчаянии. Но художник показывает нам, что надежда есть! Смотрите, сзади пробивается голубой свет!

Ларисе было смешно от того, что Орловский описывает Максиму сюжет его же картины. Но она держала себя в руках, вежливо улыбаясь и не без удовольствия отмечая, как Максим смотрит на этого человека.

- А это, должно быть, ваша очаровательная супруга? - спросил Орловский, глядя на Ларису.
- Лучше, чем супруга! - гордо ответил Максим. - Она - моя
муза!

Эти слова больно кольнули Ларису. "Муза... Муза у меня нет. Вот такая в зизни зопа..." - мрачно подумала она, но в ответ лишь улыбнулась.

-5

Вечеринка в честь открытия выставки затянулась за полночь. Лариса с Максимом чувствовали себя совершенно опустошенными, но абсолютно счастливыми. Трое гостей изъявили желание приобрести работы молодого художника, еще несколько захотели заказать портреты себя любимых и близких людей, но самое главное - Орловский ясно намекнул на дальнейшее сотрудничество.

Домой уставшая парочка ехала на такси премиум-класса. Расслабленный от выпитого шампанского Максим довольно произнес, глядя на проносящиеся за окном ночные улицы:
- Мы въезжаем в высшую лигу!
- Ты погоди пока радоваться, - усмехнулась Лариса, - для начала надо картины продать и посмотреть, что будет дальше.

Утро после вечеринки выдалось тяжелым. Кое-как приведя себя в порядок, Максим и Лариса отправились готовить завтрак, но обнаружили в холодильнике лишь тоскливый кусочек заветренного сыра. Решено было пойти в кафе, причем, не обычную кофейню "Все про 100 рублей", а в модное и популярное у творческой молодежи заведение с несколькими видами завтрака на выбор. Лариса предложила заказать яйца "бенедикт".
- История этого блюда гласит, что оно было придумано как средство от утреннего похмелья, - сказала девушка. - Нам сейчас как раз не повредит.

Завтрак и правда был выше всяких похвал. Некоторое время они молча наслаждались утренней трапезой, и утолив первый голод, Максим спросил:
- Слушай, я так и не понял - кто такой этот Орловский? Какая-то большая шишка?
- О! - усмехнулась Лариса. - Очень большая. Для тебя, по крайней мере. Он - известный меценат и владелец нескольких выставочных залов. Любит откапывать молодые таланты и лепить из них звезд современного искусства. Так что нам очень повезло, что он пришел на твою первую выставку.
- Откуда ты знаешь про него? - удивился Макс.
- А ты думал, что я только глазами хлопать умею? - улыбнулась Лариса. - Я тут потихоньку читаю в интернете, ху из ху в творческой жизни столицы. Я теперь знаю много имен, которые тебе весьма пригодятся в будущем.
- Ну ты даешь! - Максим с восхищением посмотрел на девушку. - И откуда у тебя такая деловая хватка взялась?
- Москва диктует свои правила, - сказала она. - К тому же, я хочу помочь тебе добиться успеха.

Максим нагнулся над столом и поцеловал Ларису.
- Что бы я без тебя делал!

-6

Часть 2