Найти в Дзене

(Не)нужный дедушка - часть 2

Начало, первая часть

Вечером после работы Варвара вошла в комнату дедушки с печальным видом. Старик сидел за столом и, как обычно, вырезал фигурки из дерева. Его дрожащим рукам было тяжело удерживать инструменты. Они то и дело падали на пол, а Аркадий Петрович, тяжело вздыхая, с трудом их поднимал и снова приступал к работе. Варя присела с ним рядом с печальным, угрюмым лицом и тяжело вздохнула, готовясь к предстоящему разговору.

- Деда, ты не мог бы отвлечься от своего занятия? Мне нужно поговорить с тобой кое о чем, - робко начала она, посмотрев на дедушку и почувствовав, как сжимается сердце.

Изображение используется по коммерческой лицензии фотостока.
Изображение используется по коммерческой лицензии фотостока.

- Говори, милая внученька, я весь внимание.

- Я много думаю о тебе, о твоем будущем, дедушка. Мне шеф недавно предложил работу в столице. Он хочет перевести меня в столичный филиал с более высоким окладом и хорошими перспективами. Глупо отказываться от такого предложения. Я ответила ему согласием. Скоро я уеду в другой город и смогу приезжать сюда только по праздникам. Тебе нужен постоянный уход. Кто подаст тебе стакан воды? Кто напомнит о лекарствах или накормит горячим ужином? Деда, тебе лучше переехать в дом, - голос Варвары дрогнул. Из руки Аркадия Петровича в очередной раз вывалился инструмент, - в дом, где живут такие же как ты, одинокие люди в возрасте. Там о тебе позаботятся. Ты в любое время сможешь получить медицинскую помощь. Там ты продолжишь заниматься любимым делом в тишине и спокойствии, к тому же сможешь обрести новых друзей. Ты почти не выходишь из квартиры. Все время проводишь в этой комнате. Мало с кем общаешься. Там ты заведешь интересные знакомства. Вы будете гулять на свежем воздухе, полноценно питаться и проводить время с пользой. Мне эта идея кажется превосходной. Как думаешь?

Аркадий Петрович не сказал ни слова. Он молча смотрел на свою внучку, отчаянно стараясь держать себя в руках. Ему не хотелось показывать Варваре свои слезы. Мужчина был сокрушен ее словами. Она своей напыщенной речью словно вонзила деду в сердце нож, но Аркадий Петрович все еще молчал. Его стеклянный взгляд не говорил Варе ни о чем. Варя решила оставить деда в одиночестве, чтобы дать ему возможность осмыслить услышанное и морально подготовиться к скорому переезду в дом престарелых.

Девушка принялась собирать вещи Аркадия Петровича. Она аккуратно складывала его одежду в чемодан и старалась убедить себя в том, что приняла верное решение, что так будет лучше для всех. Варя снова и снова напоминала самой себе о преимуществах дома престарелых, успокаивая себя тем, что ее дедушка будет под постоянным присмотром.

- Варя, не забудь положить в чемодан мои инструменты. Я без них как без рук, - вздрагивающим, хриплым голосом попросил Аркадий Петрович внучку, и та кивнула в ответ.

Варвара попросила своего старого друга, с которым сидела за одной партой одиннадцать лет, съездить с ней в дом престарелых. Матвей согласился, решив поддержать подругу.

Спустя три дня, они вместе отвезли вещи Аркадия Петровича туда, где ему предстояло доживать остаток жизни. Варя хотела лично увидеть дом престарелых, чтобы узнать, в каких условиях будет жить Аркадий Петрович. Она собиралась поговорить с директором учреждения и персоналом. Для нее было важно знать, что дедушка не будет обделен вниманием и заботой. С каждой минутой решение оставить деда в доме престарелых причиняло девушке все большую боль. Ее уверенность медленно, но верно сменялась сомнениями и опасениями.

- Варька, что с тобой? – встревоженно спросил Матвей, с унылой грустью глядя на угрюмо вздыхающую девушку, - С тех пор, как мы сюда приехали, ты молчишь. Все думаешь о чем-то. Ты не уверена в своем решении? Не нужно себя мучить, Варька. Ты поступила правильно, хоть это и тяжело признавать. У тебя вся жизнь впереди, а Аркадий Петрович почти добрался до своего заката. Не печалься, все будет хорошо. Здесь прекрасные условия. Ему понравится. Я лично буду навещать Аркадия Петровича каждые выходные. Ты не беспокойся, хорошо? Я буду привозить ему всё необходимое, гулять с ним, общаться, ведь он мне тоже совсем не чужой человек, ты же знаешь. Помнишь, как мы вместе с ним на рыбалку ходили, когда мелкие были?

Варвара смотрела в глаза своего давнего друга и видела в них беспросветное, невыразимое отчаяние и унылую печаль. Причину собственной грусти и мучительной тоски в душе Варя хорошо знала, но не могла понять, что угнетает Матвея. Его задумчивый, нахмуренный взгляд приводил девушку в недоумение, но она была благодарна Матвею за помощь и поддержку. Сейчас девушке важно было знать, что ее не осуждают, а понимают. Или Матвей осуждал, но не желал озвучивать свои мысли? Может быть, парень считал, что Варя допускает грубую ошибку? Может, хотел сказать ей всё это, глядя в глаза, но отчего-то не решался?

Между тем, Матвей находился в отчаянии. С детства беззаветно влюбленный в подругу парень не мог смириться с тем, что очень скоро она покинет родные места, оставит старого друга и уедет в большой город, где у нее начнется совсем другая жизнь, где она познакомится с новыми людьми и найдет человека по душе. Парню не хотелось отпускать любимую девушку, но он понимал, что ничего не сможет изменить, и осознание своей беспомощности причиняло ему резкую, душераздирающую боль. Он никогда не говорил Варваре о своих чувствах, так как знал о том, что девушка воспринимает его лишь как друга, но в глубине души всегда надеялся на то, что когда-нибудь она обратит на Матвея свое внимание, заметит, что рядом с ней находится искренне любящий ее человек.

Варя оставила вещи дедушки в доме для престарелых и ушла, чтобы следующим утром привезти его самого. Она сидела на остановке с Матвеем и отрешенно смотрела куда-то вдаль. На душе у девушки скреблись кошки. Ей было тяжело дышать. Вдруг к остановке подошла миловидная пожилая женщина. Она внимательно оглядела Варю и Матвея с головы до ног и присела с ними рядом.

- Вы красивая пара. Любите и берегите друг друга. Помните, что нет в этой жизни ничего превыше этого прекрасного чувства, - пробормотала старушка, в умилении глядя на Варвару и ее друга детства.

Матвей мгновенно побагровел, а Варвара впала в недоумение. Она не могла понять, почему бабушка посчитала их с Матвеем влюбленной парой. Девушка не стала спорить с пожилой женщиной. У нее не было ни сил, ни желания что-либо ей доказывать. Она лишь, молча, кивнула и тяжело вздохнула.

- Вы тоже приехали, чтобы забрать из санатория свою бабулю или дедулю?

- Простите, что? – в замешательстве переспросил Матвей, - Вы, наверное, ошиблись адресом. Здесь нет санатория. Здесь дом престарелых.

- Какой еще дом престарелых? – ошеломленным, даже возмущенным тоном спросила бабушка, резко вскочив с места и окинув негодующим взглядом молодого человека, - Ошиблись вы, а не я. Это санаторий. Я здесь отдыхаю уже месяц, но мои дети с внуками должны скоро подъехать и забрать меня. Они немного задерживаются, но я их терпеливо дождусь. Сынок мой много работает. Наверное, задерживается из-за работы. Он и внуков моих с занятий должен забрать. Знаете, какие у меня прекрасные внуки? Машенька. Ей восемь и Павлик. Ему скоро двенадцать. Я так сильно скучаю по сыну и внукам! Уверена, что они тоже скучают и с нетерпением ждут моего возвращения. Ведь ни один санаторий не сравнится с домом.

В этот момент к остановке подбежала еще одна женщина. Она была одета в белый халат. Варвара узнала ее. Эта женщина работала санитаркой в доме престарелых. Она подошла к бабушке и, бережно коснувшись ее руки, вкрадчиво, сочувствующе произнесла:

- Баба Зина, вы опять прибежали сюда? Миленькая вы моя, я же вам сто раз уже говорила о том, что на остановке вас никто не ждет. Здесь нет вашего сына и внуков. Пойдемте обратно. Скоро дождь начнется. Вы опять промокнете и заболеете.

- Не трогай меня! – сердито воскликнула пожилая женщина, судорожно отдернув руку, - Я никуда с тобой не пойду! Я должна сидеть на остановке и ждать своего сына. Он вот-вот подъедет, я знаю.

- Не приедет он, баба Зина. Забудьте об этом. Он никогда за вами не приедет.

- Простите, а что здесь происходит? – озадаченно спросила Варвара, в недоумении глядя то на пожилую женщину, то на санитарку.

- Это баба Зина. Она уже пять лет живет в доме престарелых. У нее проблема с памятью. Несчастная старушка словно застряла в петле времени и помнит свою жизнь лишь до того дня, когда ее сюда отправил сын. Это было пять лет назад. С тех пор ее сын и уже подросшие внуки ни разу ее не навестили, а она все ждет их, говорит, что отдыхает в санатории и скоро ее заберут родные. Каждый день она прибегает к этой остановке, не подозревая о том, что время летит, и с того самого рокового дня прошло уже пять лет. Вы простите бабу Зину за назойливость. Я ее сейчас уведу обратно. Пойдёмте, милая моя! Ну чего вы тут сидите? Холодно ведь уже, а я вас сейчас чайком горячим напою.

Варвара была ошарашена рассказом санитарки. Нестерпимая, жгучая боль вдруг остро пронзила ее сердце. Она со слезами на глазах провожала печальным, сочувствующим взглядом пожилую женщину, которую уводила санитарка.

Варя подумала о том, что не хотела бы оказаться на ее месте, что лучше вообще не рожать детей, чем быть ими отвергнутой. Перед ее глазами встали унылые, глубоко несчастные, отчаявшиеся лица одиноких стариков, которых она недавно увидела в доме престарелых. На фотографиях, найденных девушкой в интернете, эти пожилые люди беззаботно улыбались, казались такими счастливыми и довольными своей судьбой. В реальности все оказалось совсем не так. У всех у них было общее горе – это самые родные, близкие люди, неожиданно повернувшиеся к ним спиной.

Варвара осознавала, что такую обиду, такую боль забыть и простить невозможно. Ей стало стыдно за то, что решила отправить деда в дом престарелых. Варвара поняла, что в этом учреждении ее дедушка станет таким же несчастным, унылым, отчаявшимся стариком, что последние годы жизни, а хотелось верить, что отведено ему ещё немало, он проведет в слезах и покинет этот мир с разбитым сердцем. Такой участи она дедушке не желала.

Варвара корила себя за то, что планирует сделать такое зло. У нее из глаз брызнули слезы. Она говорила себе, что проблемы с памятью не только у той несчастной бабушки, которая сбежала из дома престарелых, но и у нее самой. Ведь она забыла о том, как дед ее любил, как нежно и преданно заботился о ней. Аркадий Петрович всегда с удовольствием проводил время с внучкой. Он водил ее на прогулку в парк, баловал сладостями и игрушками, также вырезал для нее из дерева разные фигурки, с которыми маленькая Варя могла сидеть по несколько часов в день. Варвара вспоминала, как старательно вырезал Аркадий Петрович деревянные игрушки, затем предлагал девочке раскрасить их, и дед с внучкой вместе творили, забыв обо всем на свете.

Для Аркадия Петровича внучка всегда была на первом месте. Он, не задумываясь, мог отменить долгожданную рыбалку с друзьями ради того, чтобы провести с Варей несколько лишних часов. Девушка ненавидела себя за то, что вообще допустила мысль о доме престарелых. Она говорила себе, что важнее всего в жизни родные люди. Ведь когда-нибудь она сама станет пожилым человеком, и бумеранг, брошенный ею в молодости, прилетит к ней обратно в старости. Да даже если и не прилетит, сможет ли она жить спокойно, понимая, что ради материальных благ сотворила непоправимое?

- Варя, почему ты плачешь? – встревоженным голосом спросил Матвей, - Тебе стало жалко эту старушку?

- Да, - горько всхлипывая, ответила девушка, - Жалко ее, жалко моего деда, с которым я чуть не поступила подло и жестоко, жалко всех тех, кто живет там. Слава Богу, что я все вовремя поняла. Митя, мы должны забрать вещи дедушки. Не смогу я его отдать сюда, не моя эта ноша. Пусть в Москву кого-нибудь другого отправляют, а мне и здесь неплохо, в провинции.

Варвара взяла опешившего от неожиданности друга за руку и ушла, мечтая скорее увидеть деда и попросить у него прощения. Спустя час, девушка открыла дверь квартиры и увидела Аркадия Петровича, который дрожащей рукой гладил фотографию покойной супруги. Он медленно поднял голову и снова окинул внучку стеклянным взглядом, затем тихо произнес:

- Во сколько надо встать завтра? Мы с утра поедем в дом престарелых?

- Мы никуда не поедем, деда, - взволнованным, охрипшим голосом ответила Варвара и заплакала.

Варя бросилась на шею своего удивлённого дедушки и громко зарыдала. Она обнимала старика, гладила его по голове и, всхлипывая, говорила:

- Дедушка, прости меня за все. Прости за то, что я причинила тебе боль. Ты не поедешь ни в какой дом престарелых. Твой дом здесь. Я не стану переезжать в столицу. Я хочу остаться рядом с тобой, к тому же у меня здесь друзья и коллеги, к которым я очень привыкла. Обойдусь без повышения. Главное, что здесь ты, мой родной, мой близкий человек.

Растроганный Аркадий Петрович не удержался и тоже заплакал. Он успокаивал внучку и утирал ее слезы.

- Ну, все, милая. Хватит слезы лить. Затопишь соседей снизу. Щас баба Вера прибежит и войну мне тут устроит. Знаешь, какая боевая бабка там живет. Не плачь, - пытался шутками успокоить дедушка внучку.

- Прости, что я вообще допустила такую страшную мысль, - говорила Варвара, с сожалением глядя на Аркадия Петровича, - Ты у меня такой молодец, деда! Сам о себе заботишься, творчеством занимаешься, радуешь игрушками ребят со всего двора. Ты в нянечке вовсе не нуждаешься.

В тот же вечер Варвара позвонила Матвею и рассказала ему о своих планах. Варваре захотелось сделать ремонт в гостиной. Она решила превратить эту комнату в светлую уютную мастерскую, купить дедушке больше инструментов, чтобы он мог заниматься своим любимым делом и ни о чём не беспокоился.

- Митя, ты поможешь мне с мастерской? Просто я плохо во всем этом разбираюсь. Для деда нужно хорошее освещение, чтобы плохое зрение не мешало ему творить. У меня много идей, но как их реализовать – я не знаю.

- Конечно, помогу! – радостно воскликнул Матвей, - Значит, ты остаешься? Ты приняла два верных решения. Тобой можно гордиться. Мы для твоего деда такую мастерскую оборудуем, что весь город будет ему завидовать. Завтра же начнем работу. Я приеду к тебе утром.

- Спасибо, Митя. Ты всегда меня поддерживаешь. Я рада, что ты у меня есть. Приезжай утром. Буду тебя ждать. До встречи.

Вскоре Матвей и Варвара начали работу над мастерской для Аркадия Петровича. Им удалось создать идеальное рабочее место для пожилого мужчины, у которого были проблемы с глазами. Молодые люди остались довольны своим трудом, а дед благодарил их со слезами на глазах. Матвей, наконец, осмелился и во время работы над мастерской признался подруге в своих чувствах. Варя была потрясена его неожиданным, трогательным признанием. Она поняла, что истинное счастье всегда было рядом с ней. Просто она этого не замечала. Варвара сама незаметно привязалась к этому добродушному, заботливому и ласковому мужчине. Она уже не могла жить без него. Так два одиноких сердца нашли друг друга и стали единым целым, а Аркадий Петрович благословил их союз и заявил, что сделает еще немало интересных игрушек, только уже для своих правнуков.

Конец.