Найти в Дзене
Александр Степанов

Уголовники - «жертвы сталинских репрессий»? Продолжаю тему «Мемориала»

Фото из открытых источников. На самом деле это: "Крымские татары во вспомогательных войсках вермахта.1942 год". Фотошоп с вышкой, и они стали "узниками ГУЛАГа".
Фото из открытых источников. На самом деле это: "Крымские татары во вспомогательных войсках вермахта.1942 год". Фотошоп с вышкой, и они стали "узниками ГУЛАГа".

Как известно, на этой неделе сотрудники Следственного комитета провели обыски у активистов ликвидированного в РФ общества «Мемориал» (внесено Минюстом РФ в список иноагентов). Деятелям из «Мемориала» вменяется в вину реабилитация нацизма, поскольку в их базе данных «Жертвы политического террора в СССР» обнаружились нацистские преступники.

В предыдущей статье я рассказал, что есть все основания считать, что в данной организации существовала конкретная методика по максимальному увеличению количества репрессированных в Советском Союзе по политическим мотивам граждан. Методика сознательной дезинформации нашего общества. И привел некоторые примеры.

Следующий метод этих «правозащитников» — включение в списки репрессированных по политическим мотивам обычных уголовников. Наглядным примером является так называемый «список Сандармоха». Действительно, в этом карельском местечке в 1937 году был расстрелян так называемый первый соловецкий этап, в который попали очень разные люди. С каждым из них нужно разбираться отдельно. Но по утверждениям либеральных идеологов «Мемориала» все они были исключительно талантливые, честные, и трудолюбивые люди. Поэтому злой Сталин и тоталитарная Советская власть их всех взяли и убили в Сандармохе. Объяснение дается именно такое.

Несколько лет назад я начал изучать этот список. И сразу обнаружил удивительные вещи. Вот человек с простой русской фамилией: Зенин Василий Петрович, первую судимость получил еще в 1927 году по ст. 137 УК РСФСР, бежал из заключения. Поэтому следующий срок отбывал на Соловках… «Мемориальцы» при публикации почему-то забыли расшифровать содержание 137-й статьи УК РСФСР. А я полез уточнить. Это «всего лишь» умышленное убийство без отягчающих обстоятельств… Интересует ли нас личность человека, убитого гражданином Зениным? Или тот факт, что данный уголовник-рецидивист стал «невинной жертвой сталинских репрессий», требует его навсегда забыть?

Читаю дальше. Семен Иванович Дементьев был приговорен Коллегией ОГПУ в 1931 году по ст. 82, 136 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Тоже попал на Соловки. Сверяемся с текстом УК РСФСР. Статья 82 это «побег арестованного из-под стражи или места заключения». А вот 136-я статья: «Умышленное убийство, совершенное: а) из корысти, ревности и других низменных побуждений, б) лицом, привлекавшимся ранее за умышленное убийство или телесное повреждение и отбывшим назначенную судом меру социальной защиты, в) способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого, г) с целью облегчить или скрыть другое тяжкое преступление, д) лицом, на обязанности которого лежала особая забота об убитом, или е) с использованием беспомощного положения убитого».

-2

С точки зрения «Мемориала» Семен Иванович, конечно же жертва репрессий тоталитарного режима. А с вашей точки зрения, уважаемые читатели, дело обстоит именно так? Кстати, «список Сандармоха» есть в интернете, так что кто не верит мне на слово — можете проверить всю информацию самостоятельно.

А вот более творческая личность, Цейтлин Семен Семенович, художественный руководитель Рабочего театра в Воронеже. Имел ряд судимостей по ст. 169-2, 116, 180, 162, 170 УК РСФСР, наказания не отбыл, скрывался, бежал из под стражи. В итоге тоже попал на Соловки. Уточняем статьи этого театрального деятеля: Ст. 116. Присвоение или растрата должностным лицом денег, ценностей или иного имущества. Ст. 169. Злоупотребление доверием или обман в целях получения имущества или права на имущество или иных личных выгод (мошенничество). Ст. 170. Подделка в корыстных целях официальных бумаг, документов и расписок…

Осипьян Карл Аркадьевич. В 1933 году приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет заключения в ИТЛ. Пояснение из списка самого же «Мемориала», «выдавал себя за сотрудника ОГПУ и совершал ограбления». Идейный борец с режимом, чего уж там... Вообще, по моим подсчетам, в сандармохском списке «Мемориала» процент уголовников может достигать в сумме 25–30 процентов. То, что всех этих людей в 1937 году подвели под политические статьи и расстреляли, с юридической точки зрения выглядит очень сомнительно, но можно ли назвать уголовников-рецидивистов невинными жертвами режима?

Хочется лишь напомнить, что в то время отнюдь не только в СССР осуществлялись подобные жестокие меры к уголовным преступникам. Цитата из мемуаров «красного графа» Алексея Игнатьева о демократической Франции в августе 1914 года: «Вот и зеленые скаты Венсенского форта, в глубоких рвах которого были расстреляны еще несколько дней назад сотни профессиональных взломщиков, воров и хулиганов; полиция давно была с ними знакома и использовала осадное положение для очищения столицы от подобных элементов, особенно опасных в военное время».

В 1937 году, в ожидании мировой войны, в нашей стране уголовников-рецидивистов тоже зачислили в опасный элемент, потенциальную «пятую колонну». Но если не касаться чисто моральных проблем случившегося (в массовых расстрелах нет ничего хорошего), возникает одна историко-статистическая проблема.

Считается, что за время репрессий 30х годов к смертной казни было приговорено более 600 тысяч человек, при этом не все они были расстреляны. Но если в это число входит значительное число уголовников, то, будучи объективными, мы не можем считать их жертвами именно политических репрессий.

Вор, убийца, коррупционер, даже если для «облегчения» работы органов НКВД его осудили по политической статье, все равно останется вором, убийцей или коррупционером. Да и вообще, не должны эти люди быть в одном списке с действительно невинными людьми, которых тогда, к сожалению, тоже пострадало немало.

Следовательно, с точки зрения исторической правды, статистика по числу жертв политических репрессий 1937–1938 годов должна быть скорректирована в сторону заметного ее уменьшения. Впрочем, это задача будущих историков, которые когда-нибудь смогут получить доступ ко всем архивам.

А пока из всех приведенных фактов следует, что «Мемориал» занимался не изучением реальных исторических фактов, а банальной пропагандой и промыванием мозгов населению России. В интересах тех политических сил, которые его финансировали.

p.s. Для новых моих читателей сообщаю, что книгу о Сандармохе можно скачать здесь.