Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Кто быстрее: обогнали ли «Сапсаны» советский поезд ЭР200

Часто можно услышать мнение, что «Сапсаны» не особо-то продвинули РЖД вперед к высоким скоростям. Ведь у них соизмеримое время в пути и с советским поездом ЭР-200, и с нынешним «Невским экспрессом». Разбираемся, так ли это. Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru. Начнем с времени в пути. Лучшее время в пути, которое показывал ЭР200 в поездке с пассажирами – 4 часа 20 минут, однако в основном поезд шел 4 часа 40 минут – 4 часа 59 минут. Без пассажиров были и более быстрые поездки, но нас интересует регулярная эксплуатация. У «Сапсанов» тоже бывают рейсы с соизмеримым временем в пути – 4 часа 15 минут, но, как правило, все же самые долгие рейсы «Сапсанов» (с несколькими остановками) занимают около четырех часов. Самый быстрый «Сапсан» добирается от одного города до другого за 3 часа 41 минуту. «Невский экспресс», который весной 2022 года вернулся в строй после ремонта, в базовом расписании проходит расстояние от одного города до дру

Часто можно услышать мнение, что «Сапсаны» не особо-то продвинули РЖД вперед к высоким скоростям. Ведь у них соизмеримое время в пути и с советским поездом ЭР-200, и с нынешним «Невским экспрессом». Разбираемся, так ли это.

Скоростной поезд «Сапсан» на Московском вокзале Петербурга
Скоростной поезд «Сапсан» на Московском вокзале Петербурга

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.

Начнем с времени в пути. Лучшее время в пути, которое показывал ЭР200 в поездке с пассажирами – 4 часа 20 минут, однако в основном поезд шел 4 часа 40 минут – 4 часа 59 минут. Без пассажиров были и более быстрые поездки, но нас интересует регулярная эксплуатация.

У «Сапсанов» тоже бывают рейсы с соизмеримым временем в пути – 4 часа 15 минут, но, как правило, все же самые долгие рейсы «Сапсанов» (с несколькими остановками) занимают около четырех часов. Самый быстрый «Сапсан» добирается от одного города до другого за 3 часа 41 минуту.

Скоростной поезд ЭР200. Фото: Морозов Л.Н. / wikimedia
Скоростной поезд ЭР200. Фото: Морозов Л.Н. / wikimedia

«Невский экспресс», который весной 2022 года вернулся в строй после ремонта, в базовом расписании проходит расстояние от одного города до другого за 4:04 – 4:10. Так что тут, что ни говори, а рост скоростей на лицо.

«Сапсан» идет почти на час быстрее, чем ЭР200.

Электровоз ЭП20 со скоростным поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Петербурга
Электровоз ЭП20 со скоростным поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Петербурга

А что же с конкретными показателями скорости?

200 км/ч – это был предел для ЭР200, как следует из его названия. В экспериментальных поездках он мог разгоняться и быстрее, но не с пассажирами. С пассажирами ЭР200, как правило, следовал со скоростью до 180 км/ч.

У «Сапсанов» максимальная скорость 250 км/ч. Однако, к сожалению, только на одном участке поезд может разгоняться до такой скорости. В основном же он едет со скоростью 220 км/ч и ниже. Хотя возможности поезда позволяют ему развивать скорость до 300 км/ч, это нереализовано из-за того, что «Сапсан» ходит по тем же путям, что и другие поезда или электрички.

Если бы у «Сапсана» была «выделенка», он мог бы ехать быстрее.

Поезд «Сапсан» на Московском вокзале Петербурга
Поезд «Сапсан» на Московском вокзале Петербурга

Так что, отвечаем на вопрос, вынесенный в заголовок – да, «Сапсаны» увеличили скорость. Но это не значит, что проект не за что критиковать. Экс-глава МПС/РЖД Геннадий Фадеев говорил, что контракт на закупку «Сапсанов» без локализации их производства в России, отбросил российские железные дороги, по его мнению, на несколько лет назад.

Кстати, в этом году первым «Сапсанам», поставленным в Россию в 2009 году, исполняется уже 14 лет.