ШЕЛ 1941 год. Черное море в огне. Войска противника прорвались к побережью Черного моря с севера и взяли Одессу в полукольцо. Была перерезана последняя железнодорожная магистраль Одесса — Знаменка. Для сообщения с Одессой оставались только морские и воздушные пути. К тому времени на Одесском железнодорожном узле скопилось большое количество паровозов и вагонов. Встал вопрос об эвакуации всего подвижного состава. В Николаеве находились два десятка железнодорожных эшелонов с ценными эвакуационными грузами, отправка которых задерживалась из-за отсутствия паровозов. Кроме того, значительное количество грузов скопилось на железнодорожной станции.
Перед портовиками Одесского порта была поставлена задача перебросить в предельно короткие сроки весь подвижной состав в Николаев.
Задача казалась невыполнимой, так как не хватало тоннажа для транспортировки паровозов и вагонов. Кроме теплохода «Полина Осипенко», на который удалось погрузить семь паровозов, практически в порту не было судов, подходящих для перевозки таких тяжеловесов. Сама операция по погрузке паровозов и вагонов на суда является весьма сложной и трудоемкой.
Складывающаяся ситуация ставила под угрозу срыва выполнение государственного задания. В короткий срок нужно было найти подходящий вариант.
Начальник порта П. М. Макаренко предложил использовать для переброски в Николаев паровозов имевшиеся в Одессе плавдоки. Это предложение портовиков поддержал секретарь Одесского обкома партии E. Ф. Кирюков.
Совместно с железнодорожниками приняли решение уложить рельсы на палубе дока и соединить их с рельсами железнодорожной колеи на причале. Все работы по укладке рельсов на палубах доков, перешивке подъездной колеи на причале производились бригадами одесских железнодорожников.
После укладки и соединения рельсов началась подача паровозов, полностью загруженных топливом и водой. Моряки и железнодорожники под артиллерийским огнем и бомбежками противника прочно крепили паровозы и их тендера, а также необходимый инвентарь на стапель-палубах доков.
Первым загрузили 6000-тонный док, на котором разместилось 26 паровозов с тендерами, а также 52 локомотивных бригады.
7 августа 1941 года плавучий док на буксире ледокола «Степан Макаров» и буксира «Силин» отошел от Платоновского мола. Начальником экспедиции по переходу дока назначили капитана дальнего плавания К. Н. Мощинского. Экспедицию сопровождал конвой боевых кораблей Черноморского флота.
Уже под Очаковым немцы совершили первый авиационный налет на караван, который был отбит огнем зенитной артиллерии канонерской лодки «Красная Армения» и сторожевых катеров. Второй налет также не принес успеха противнику, за исключением небольших повреждений корпуса плавдока от взрывов бомб.
9 августа док прибуксировали Николаев и поставили к причалу между хлебными элеваторами, но из-за резкого изгиба железнодорожного пути в данном месте от разгрузки пришлось отказаться. Док был переведен к торцу Широкого мола Николаевского порта, где и была произведена его разгрузка. Вновь были соединены рельсы, уложенные на палубе дока, с рельсами, проложенными на молу и, несмотря на уклон между стапель-палубой и кромкой мола, все 26 паровозов благополучно достигли причала.
Таким способом благодаря изобретательности моряков, портовиков и железнодорожников в Николаев из осажденной Одессы перевезли 84 паровоза, 29 тендеров и 44 вагона с различными эвакуационными грузами.
Эта технически смелая операция позволила железнодорожникам Николаева и Херсона эвакуировать десятки эшелонов с важными грузами.
Вторично этот метод транспортировки локомотивов и вагонов на плавдоках был применен в марте 1942 года, когда в результате весенней распутицы резко ухудшились условия доставки воинских грузов по грунтовым дорогам из Керчи, Камыш-Буруна к линии Крымского фронта.
Приняли решение ввести в эксплуатацию участок рокадной железнодорожной ветки в районе Керчи. Паровозный и вагонный парк в этом районе, отбитом у противника, был малочисленным и сильно поврежденным. Черноморско-Азовское бассейновое управление получило задание доставить паровозы и вагоны на Керченский полуостров.
Для выполнения этой задачи решили использовать плавучий док грузоподъемностью 6000 тонн, длиной около 100 метров и шириной более 40 метров.
В Новороссийском порту на док погрузили 10 паровозов, 40 грузовых двухосных вагонов с воинскими грузами и железнодорожным оборудованием. Вместе со своими паровозами и вагонами отправились в рейс на плавдоке и их локомотивные и поездные бригады.
Буксировку дока осуществляли ледокол «Торос», канонерская лодка «Кубань», буксиры «Перванш» и «СП-15» Черноморского флота. Общая мощность их механизмов составляла 4000 л. с. В конвое было четыре сторожевых катера и быстроходный тральщик. Для усиления огневой мощи каравана на башнях плавдока дополнительно установили шесть 45-мм орудий. С воздуха караван прикрывали восемь истребителей.
Одновременно с подготовкой дока и судов к переходу, погрузкой паровозов и вагонов в Керчи проводилась подготовительная работа по приему дока и быстрой разгрузке подвижного состава.
9 марта 1942 года караван, возглавляемый командиром конвоя — старшим лейтенантом И. Кожухарем, вышел из Новороссийска и уже на следующий день вечером подошел к Керчи. В пути караван несколько раз атаковали немецкие бомбардировщики, но совместными действиями моряков
и летчиков все атаки были отбиты.
Док поставили к причалу завода имени Войкова и за четыре часа, вместо запланированных 10, выгрузили. Потребовалось еще два часа, чтобы эшелоны с войсками, боевой техникой и продовольствием пошли к линии фронта.
На обратном пути конвой снова подвергся атакам вражеской авиации. Моряки сбили один торпедоносец и еще один получил повреждения. Потери в нашем конвое были невелики: несколько пробоин и вмятин в надстройках и палубах, несколько раненых матросов и один сбитый наш истребитель. Летчика со сбитого самолета удалось подобрать.
По случаю успешного выполнения задания экипажи ледокола «Торос» и дока получили телеграмму от Наркома морского флота:
«Поздравляю вас с еще одним замечательным успехом — выполнением ответственнейшего задания... Ваша самоотверженная героическая работа в трудных условиях военной обстановки заслуживает высокой похвалы, ею будут гордиться моряки всего Черноморского бассейна!»
Б. ЛЕМАЧКО (1981)