В детстве я очень любила читать: перечитала не один книжный шкаф, в 8 лет мечтала записаться в библиотеку, как иные мечтают о праздниках и подарках.
Но теперь понимаю, что жизнь куда интереснее книжных сюжетов. Порой она самым невероятным образом соединяет между собой судьбы совершенно разных людей, которые представляют собой полные противоположности.
Вот и сегодня я хочу написать о двух людях, которым довелось встретиться на жизненном пути.
И встретиться так, что один по_гиб, а вторая вольно или невольно способствовала его гибели.
Ее звали Дашей Треповой. Сама в соцетях она именовала себя «Тыковкой». Родилась в 1997 году, родители жить вместе не стали, мать вступила в повторный брак, на дочь серьезного внимания не обращала.
Сначала Даша, чтобы угодить окружающим, очень хорошо училась, ЕГЭ по русскому сдала на 100 баллов и даже поступила на самую престижную медицинскую специальность в СбГУ. Но практика в медицинских клиниках, где приходилось трудиться стоматологом, открыла перед ней суровую изнанку профессии.
И Даша решила, что так не хочет. Зачем мучиться-трудиться, если можно этого не делать?
И на 5 курсе бросила вуз.
Потом работала продавщицей в секонд-хенде, мечтала сбежать из страны, ходила на митинги оппозиционеров, где вымещала всю свою ярость с помощью громких криков и откровенной ругани.
Стала экоактивисткой и вегетарианкой, вела свой блог, называла себя бисек_суалкой. Впрочем, замуж вышла. Но так. По приколу.
Ее подхватывали модные течения и уносили в свою невидимую даль. И все это сочеталось с инфантильностью и культом потребительства.
Впрочем, что сказать о Даше?
Ее такой воспитали.
Аксиомой психологии и педагогики является положение о том, что социум оказывает определяющее влияние на личность. Он дает ей ценности и смыслы, определяет мировоззрение. Что-то, конечно, выбирает сам человек, но влияние социума огромно.
Помните, как один из министров образования нынешней России указывал, что советская педагогика, ставя цель формировать личность человека-творца, была не права, что на самом деле страна нуждается в потребителях.
Вот Даша и была таким потребителем. Она потребляла не только продукты питания и вещи, она потребляла идеи. А эти идеи нашей молодёжи прививаются очень специфические.
Людей, подобных Даше, я видела в своей жизни много. Среди своих студентов особенно.
Инфантильность – да,
желание получить все и сразу – да,
нежелание учиться просто потому, что эта вся полезная информация уже есть в интернете – да,
желание стать борцом за все хорошее против всего плохого – тоже да.
Какая-то невероятная жалость ко всем животным, которых мы – жители планеты – убиваем, и при этом абсолютная глухота к страданиям окружающих людей – тоже да.
Ну еще педалирование темы метаний людей, которые никак не могут определиться со своим полом. Ну никак им не решить кто они – мужчины, женщины, кого им любить или не любить вообще.
Да, у некоторых студентов это проходит как юношеские прыщи. Они взрослеют, приобретают новый социальный опыт, создают семьи, находят работу и как-то изменяются внутренне. Хорошо, если в родительских семьях их воспитывали. Тогда к 24-26 годам все эти модные течения выветриваются у них из сознания.
Но есть и такие, которые до 30 лет так и болтаются в подобном состоянии.
Ведь Даша не подросток. Ей 26 лет. Многие в ее возрасте давно уже детей нянчат.
И не понимают эти Даши, что живут полностью фальшивой жизнью. Нет у них настоящих ценностей, не понимают они, что такое долг, служение, совесть.
Потому что они потребители.
Плывут по течению. Кто позовет их в дали светлые, тот ими и властвует.
А был еще Максим. Он родился в СССР. Мать – татарка, отец – русский. Его родина – шахтерский край, где все всегда говорили по-русски. И вот в результате событий 1991 года его родина вдруг становится частью другой страны.
И эта другая страна, которая разрослась из маленькой Галичины, начинает навязывать большинству населения свои традиции, порядки, язык и даже верования.
И Максим, как и многие его ровесники, сопротивляются этому с подростковым упрямством.
Он, как и и многие другие, хочет быть русскими, его унижает, что народ Донбасса в открытую называют такими словами, что произносить их в приличном обществе нельзя, что в народную русскую душу плюют люди, которые правят бал в новообразованной НезалЭжной.
Его раздражает капитализм, попрание авторитета человека труда.
И он проходит непростой жизненный путь, где найдет свое место и работа на шахте, и собственный бизнес, и ограбление банка, и жизнь в колонии, где он впервые начинает читать Евангелие.
А потом было сопротивление и ополчение. Фронтовая журналистика.
Да, Максим, ставший для людей блогером Владленом Татарским, в жизни совершал ошибки. Но все-таки он был настоящим человеком, который любил свою землю и стремился служить Родине.
Наверное, это и есть тот «нерв», который был с корнем вырван у Даши Тыковки. Она свою страну презирала и от русскости своей была готова легко отказаться. Лишь бы за это деньги заплатили. Ей просто скучно было быть русской.
Поэтому у нее не жизнь, а размазанная по тарелке манная каша.
А у Максима – трудная судьба, служение, подвиг.
Так получилось, что она подарила ему статуэтку, а он невольно прикрыл ее от удара в "час X" своим телом.
Она уцелела и кричит сейчас что-то о том, что все случившееся ошибка, что она не виновата.
А дальше…
А дальше Максим займет свое скромное место в национальной памяти, потому что он хотел быть с русским народом, он с ним и останется навсегда. В этой памяти он будет одним из русских героев, который жил, любил, сражался за правду, а Тыковке предстоит еще долго-долго находится в местах не столь отдаленных.
Но про нее забудут. Потому что таких людей без совести и чести не за что помнить.
Обидно только, что социум попустительски позволил воспитать таких Тыковок тысячи и тысячи.
И что с ними делать – ума не приложу. Ведь воспитывать нужно, когда в детский сад ходят, а не когда вот-вот тридцатник стукнет.