Найти тему

Как организовать брейншторм

Мы настолько привыкли к удаленному формату работы, что порой создается ощущение, будто так было всегда. Для многих компаний онлайн-встречи стали основной формой коммуникации — так проходят собрания, планёрки, презентации, собеседования. Однако исследования показывают, что более половины удаленных сотрудников всё же скучают по живому общению с коллегами.

Один из форматов, который несмотря на диджитал возможности XXI века, всё ещё лучше проводить офлайн, — брейншторм-сессии. Сегодня поговорим о том, как продуктивно провести такую встречу и действительно добиться результата.

Мозговой штурм (или брейншторм, от англ. brain storm) — это метод генерации идей, который используется в группах, командах или рабочих коллективах для поиска оптимального решения конкретной задачи. Основной принцип заключается в том, что все участники высказывают идеи без каких-либо ограничений или цензуры, что помогает максимально расширить перечень возможных путей для достижения цели.

Брейншторм также может помочь посмотреть на ситуацию под другим углом, улучшить коммуникацию в команде и эффективнее содействовать совместному решению проблем.

Четыре техники брейншторма

  • Шесть шляп. Распространенная техника, при которой каждому участнику выпадает конкретная роль (шляпа определенного цвета). ​​Чёрная — критик; белая — искатель дополнительной информации; синяя — модератор; красная — эстет; также анализирует идеи с точки зрения эмоций; желтая — защитник идей; зеленая — автор самый необычных идей. Вместо шляпы можно использовать карточку соответствующего цвета.
  • Брейнрайтинг (от англ. brain writing). Участники в течение установленного времени (пара минут) записывают несколько идей для решения поставленной задачи. Главное — не ставить ограничений, идеи могут быть сколь угодно безумными и даже нелепыми. По истечении времени каждый участник передает свой список идей соседу. Продолжать нужно до тех пор, пока каждый не получит обратно свой список. После этого модератор помогает проанализировать идеи, выбрать повторяющиеся и проголосовать за лучшие.
  • «Да, и». Первый участник озвучивает идею, второй дополняет ее, используй фразу, начинающуюся с «да и». И так, пока не выскажутся все. Модератор записывает полученные идеи и проводит голосование.
  • Словесная буря. Модератор ставит таймер на 10 минут и записывает одно слово, которое отвечает цели брейншторма. Участники по одному высказывают ассоциации с этим словом. Когда время истечет, участникам нужно будет придумать несколько идей на основе получившегося списка слов и выбрать лучшие.

1. Определите цели брейшторма

В мире удаленной и гибридной работы как никогда важно иметь возможность продемонстрировать ценность живых встреч. Чтобы собрать всех в одном месте, компании и сотрудникам необходимо потратить время и ресурсы на организацию, поэтому важно, чтобы усилия оправдались.

Предложение собраться в офлайне, вероятно, вызовет позитивный отклик у коллег, но чтобы время не было потрачено зря, желательно четко определить цели брейншторма.

Кратко сформулируйте, что именно вы хотите получить от брейншторм-сессии. Это должна быть конкретная и понятная всем задача. К примеру: сгенерировать 15 идей для продвижения услуги или разработать три маркетинговых стратегии на новый квартал.

Предложение собраться в офлайне, вероятно, вызовет позитивный отклик у коллег. Фото: paul prescott / Shutterstock.com
Предложение собраться в офлайне, вероятно, вызовет позитивный отклик у коллег. Фото: paul prescott / Shutterstock.com

2. Составьте список участников

В опросе, проведенном Harvard Business Review, исследователи выявили, что большое количество участников во время брейншторма может негативно сказаться на продуктивности сессии. А вот если число вовлеченных не превышает 10 встреча с большой вероятностью будет эффективнее.

Учитывая цели брейншторма, необходимо составить список коллег, которые обладают знаниями в нужной теме. Скорее всего, это будут опытные сотрудники, но может быть полезно привлечь свежий взгляд. Попробуйте пригласить в команду человека, который посмотрит на ситуацию под совершенно новым углом (это может быть новый сотрудник или коллеги из смежных отделов).

Если число вовлеченных не превышает 10 встреча с большой вероятностью будет эффективнее. Фото: Fit Ztudio / Shutterstock.com
Если число вовлеченных не превышает 10 встреча с большой вероятностью будет эффективнее. Фото: Fit Ztudio / Shutterstock.com

3. Выберите подходящую локацию

Сейчас у компаний больше возможностей планировать офлайн-встречи в нестандартных форматах. На брейншторм необязательно встречаться в офисе — можно рассмотреть новую локацию.

Это может быть конференц-зал в отеле или выезд загород. Локация необязательно должны быть дорогостоящий — провести брейншторм можно в коворкинге недалеко от офиса или в ресторане, где есть комфортное помещение для бизнес-встречи.

Смена обстановки поможет настроиться на творческий лад и мыслить нешаблонно, поэтому подойдёт любое место, которое поможет отвлечь сотрудников от повседневной рутины.

На брейншторм необязательно встречаться в офисе — можно рассмотреть новую локацию. Фото: Krakenimages.com / Shutterstock.com
На брейншторм необязательно встречаться в офисе — можно рассмотреть новую локацию. Фото: Krakenimages.com / Shutterstock.com

4. Огласите формат проведения

Выбрав локацию и утвердив список участников брейншторма, необходимо убедиться, что сотрудники понимают цели и формат предстоящего мероприятия.

Создавая встречу в календаре, обязательно опишите:

  • формат и правила встречи.

Обычно сессии мозгового штурма следуют следующему формату: никакой критики; участники могут предлагать любые идеи; все соблюдают временной регламент выступления;

  • задачи, которые нужно решить;
  • имеющиеся материалы (можно прикрепить файлы или ссылки);
  • как участникам нужно подготовиться. Например, прийти с тремя готовыми идеями или собрать 10 примеров кампаний, которые их вдохновляют. Это задаст встрече темп и позволит направить дискуссию в нужное русло.
Необходимо убедиться, что сотрудники понимают цели и формат предстоящего мероприятия. Фото: PanuShot / Shutterstock.com
Необходимо убедиться, что сотрудники понимают цели и формат предстоящего мероприятия. Фото: PanuShot / Shutterstock.com

5. Назначьте модератора

Без модератора сессия мозгового штурма легко может превратиться в хаос и не принести результатов. Важно выбрать человека, который будет направлять дискуссию и следить за временем. Как правило, модератор брейншторма выполняет следующие функции:

  • контролирует, чтобы разговор не ушёл далеко от темы;
  • поощряет участников делиться идеями (но не оценивает их предложения!) и дает возможность высказаться каждому;
  • создает атмосферу творческого мышления, задавая нестандартные вопросы, на которые нет неправильных ответов;
  • следит за временем сессии;
  • оценивает, какие идеи стоит развивать, а когда нужно двигаться дальше;
  • подводит итоги.
Без модератора сессия мозгового штурма легко может превратиться в хаос и не принести результатов. Фото: nymphoenix / Shutterstock.com
Без модератора сессия мозгового штурма легко может превратиться в хаос и не принести результатов. Фото: nymphoenix / Shutterstock.com

6. Записывайте идеи и суммируйте их в конце

Желательно, чтобы в команде был человек, задача которого вести дневник брейншторма и записывать высказанные идеи. Это поможет понять, к чему пришли участники и отследить, как концепции и мысли развивались на протяжении всей встречи.

Когда мозговой будет подходить к концу, важно решить, какие идеи вы, скорее всего, возьмете на вооружение. Ранжируйте варианты, приоритизировав те, которые планируtте воплотить в жизнь. Удобнее всего определить лучшие задумки и наработки через голосование.

7. Спланируйте шаги по реализации идей

Мозговой штурм считается успешным, если его результаты привели к реальным действиям. После брейншторма необходимо организовать последующие встречи, чтобы поделиться новыми идеями с руководством или клиентами и спланировать последующие шаги по реализации выбранного подхода.

После брейншторма необходимо спланировать последующие шаги по реализации выбранного подхода. Фото: NicoElNino / Shutterstock.com
После брейншторма необходимо спланировать последующие шаги по реализации выбранного подхода. Фото: NicoElNino / Shutterstock.com

8. Завершите сессию на позитивной ноте

Как мы упоминали ранее, личные встречи с коллегами особенно ценны для сотрудников, работающих из дома, — это помогает наладить коммуникацию в команде. Согласно опросам, 73% сотрудников скучают по живому общению со своими коллегами.

Поэтому полезно будет закончить успешную сессию мозгового штурма чем-то приятным, например, совместным ужином. Все участники смогут переключиться, пообщаться в неформальной обстановке, что оставит позитивное впечатление о встрече и мотивирует в дальнейшем участвовать в командных брейнштормах.

Полезно будет закончить успешную сессию мозгового штурма чем-то приятным, например, совместным ужином. Фото: VP Photo Studio / Shutterstock.com
Полезно будет закончить успешную сессию мозгового штурма чем-то приятным, например, совместным ужином. Фото: VP Photo Studio / Shutterstock.com

9. Соберите обратную связь

Важно получить от участников обратную связь о самой сессии. Создайте короткий опрос в Google Формы или любом другом опросники, где участники смогут анонимно поделиться своими мыслями, что им понравилось и что можно улучшить.

Отзывы помогут провести работу над ошибками и провести следующий бренйшторм еще более продуктивно, не наступая на те же грабли.

Если грамотно подойти к организации брейншторма, он с большой вероятностью принесёт результат. Конечно, в рабочей рутине бывают задачи разной сложности, и порой одного брейншторма бывает мало, но с каждой сессией картинка вырисовывается четче. Более того, с каждой новой сессией участники лучше будут ориентироваться в формате и подходе, что также сыграет роль в достижении результата.

Спланировать поездку на Ostrovok.ru Командировки