Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Дама под вуалью

Будем сегодня любоваться одним из самых моих любимых портретов! Несколько лет назад мне посчастливилось полюбоваться им вживую - а это всего совсем другое восприятие. Я стояла и смотрела, а очаровательная дама поглядывала на меня из своего галантного века.... Но казалось совершенно живой, как будто и не было между нами без малого трёх веков.

Александр Рослин был потрясающим шведским художником, а Мари-Сюзанна Жиру - чудесной французской художницей. Прекрасный союз двух творческих людей! Она готова была стать его женой, пока он ещё не был богат и знаменит, но это-то поначалу и мешало. И всё же со временем они поженились, у них родилось трое детей, они оба много писали, и, как утверждал Рослин, пастелью жена работала куда лучше чем он... Ах, как жаль, что она уйдёт, не дожив и до сорока лет!

Но на картинах любящего мужа мадам Рослин жива до сих пор.

"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма
"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма

Как можно не залюбоваться этим лицом, это улыбкой, немного кокетливой, но не дерзкой, а милой? Честно говоря, я даже не знаю, красива ли на этом портрете мадам Рослин. Потому что за сияющим карим глазом и поднятым уголком губ всё тает, как в тумане. Невыразимое, щемящее очарование...

Но вот к наряду я присмотреться могу. Невысокая, по моде тех лет, и слегка напудренная причёска. Чёрная шёлковая накидка - в такую самый раз укутаться и отправиться на поиски галантных приключений... Но у мадам Рослин был любящий муж!

"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.
"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.

Она придерживает покрывало у лица веером - очень нарядным, с позолоченным станом (скорее всего, деревянным), расписным, приоткрытым всего на пару пластинок. И великие художники той эпози не чурались расписывать веера - кто знает, может, и мадам Рослин расписала этот веер? Или супруг? В любом случае веер достаточно хорош для того, чтобы быть подарком любимой женщине.

"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.
"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.

Накидка закрывает платье, и мы видим только рукава, сложного розового оттенка, с милой отделкой из шёлковых цветочков. А манжеты-ангажанты, заметьте, не кружевные (это дорого, очень дорого!), а из тонкой ткани - зато с вышивкой.

С платьем по цвету гармонируют перчатки без пальцев, митенки. И судя по отблескам на ткани, это не просто шёлк, а что-то вроде шанжана, шёлковой материи, переливавшейся двумя цветами. Один подходит к платью, другой - к отделке.

Так скромно - по меркам той эпохи, так гармонично...

"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.
"Дама под вуалью", Александр Рослин, 1768. (с) Из коллекции Национального музея изобразительных искусств Стокгольма. Деталь.

Как же мне повезло тогда! И как хорошо, что я не устояла и в музейном магазине купила крепкую невесомую сумку-шоппер, в которой можно нести хоть гору всего. И на сумке - деталь портрета крупным планом.

Так что этот милый карий глазок теперь всегда со мной.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!