Экранизация фэнтези-книги Тома Холта 2003 года — засчитанная попытка начать новый киносериал для повзрослевших, но оставшихся внутри капризными детьми яппи, то есть деловых людей, которые просиживают штаны за составлением электронных таблиц, но на самом деле мечтают о телепортации, да еще и в приятной компании. Лента «Бюро магических услуг» (или «Портативная дверь», как она называется в оригинале) вышла в российском прокате и ее определенно стоит посмотреть перед путешествием. Она тоже вполне конкретным образом про супертрип
Статья создана по материалам "Журнал для пассажиров. Комфортная жизнь в движении."
Смелость берет не только города, но и сердца ценителей развлекательного кино, которые многое в своей жизни видели, но, кажется, еще никогда не сталкивались с простодушным симбиозом «Гарри Поттера» и фильмов Терри Гиллиама с их анти-бюрократическим и антиделовым в широком смысле пафосом. Вспомните пневмопочту в «Бразилии» и представьте, что теперь вместо этого устройства есть портативная дверь. Стоит сказать «тук-тук», и дверь отправит тебя в буквальном смысле к черту на рога. А может быть, и вовсе в никуда.
Откуда растут ноги этого проекта и откуда в нем столько эйфорического веселья — в принципе, понятно. Продакшен-компания — Jim Henson Company, те самые фантазеры, которые украсили детство сорока с чем-то летних людей «Скалой фрэглов» и другими бодрящими кукольными шоу о днях минувшего будущего и прочем несбыточном, но увлекательном и тесно связанным с тем индустриальным абсурдом, который сопровождает нас на ежедневной основе.
Несмотря на то, что в фильме люди, условно, ходят сквозь стену, чувствуется, что автор романа, положенного в основу, британский юрист Том Холт, от души ненавидел гоблинов-бюрократов.
История довольно простая и красиво оформления: симпатичный новичок в исполнении Патрика Гибсона поступает в фирму, которая занимается исследовательской деятельностью. Она распутывает странные случаи, которые могли бы повлиять на ход истории, и собирает на этот счет данные. Но не работает ли эта фирма над более загадочной миссией?
У корпоративного Хогвартса есть свои ритуалы и правила. Например, здесь буквально выгоняют с работы в 17-00, ну а начальнички ведут себя как одичавшие дети в песочнице. Они готовы произносить перед мелкими служащими ядовитые и пространные монологи и окончательно сводить их с ума своими спонтанными заданиями. Но разве не этого ищут юные клерки на офисной работе? Они ищут тиранов и хотят у них учиться, чтобы стать такими же. К тому же каждый день прилетает какое-то новое задание. Например, найти потерявшуюся портативную дверь.
Поклонникам современных тюфячков типа Ника Оффермана в этом фильме преподает урок Сэм Нил, который в роли адского конторского работника переиграл не только Кристофа Вальца, с которым он периодически работает в кадре, но и всех актеров из «Гарри Поттера» — настолько здесь злая эксцентрика, драйв и отточенное мастерство.
На фоне такого мастера безумной пантомимы нужен и соответствующий кордебалет, который составляют Миранда Отто, Джессика Де Гоув и Рэйчел Хаус, смешивающие в своих образах типажи валлийских ведьм и типичных подвыгоревших на офисной работе современных женщин. Иногда похоже на трансвеститов, но актрисы стараются держаться в рамках. Все-таки в последнее время они ролями не были избалованы.
С точки зрения концепции картины тоже очень живенькая и играющая с паранойей неглупого и насмотренного современного зрителя, который тоже беспокоится, что его персональные данные куда-то утекли и теперь служат неким неясным корпоративным целям. В фильме предметно показано, что может произойти с данными, так включите фантазию и насчет своего собственного опыта. «Бюро магических услуг» в этом смысле дарит просто невероятное ощущение личной сопричастности.
Возможно, это вообще первый научно-фантастический фильм о сборе данных и один из самых удачных опытов, включающих эпизоды телепортации. Так что те теоретики, который считали телепортационный роман Альфреда Бестера «Тигр, тигр», например, непригодным для экранизации, вполне себе посрамлены скромной картиной «Бюро магических услуг», где все в этом смысле ярко и очень убедительно.
Добавим, что лента еще и блестяще решена визуально, поскольку в деле был лучший из австралийских операторов Дон МакЭлпайн («Мулен Руж») — человек, доказывающий, что и в 88 (!) лет можно творить то, что на экране. Лучше один раз увидеть в кино, что придумал этот мегаветеран! Над лучшими из нас время действительно не очень властно.