Найти тему
Запретные Темы Истории

Тиуанако: вечный город Анд

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

Тиуанако. Так и хочется добавить: «Между небом и землёй», вспоминая одноименную книгу ведущих боливийских археологов, выпущенную под эгидой ЮНЕСКО. Здесь, на высоте 4000 метров над уровнем моря, каменные руины Тиуанако действительно воспринимаются неким мостом между землёй и небом. Конечно, это впечатление слишком субъективно, и всё же небо над территорией этого древнего города будто нависает над тобой особенно низко.

-2

По предварительной оценке найденной во время раскопок керамики город Тиуанако был построен на рубеже нашей эры. Хотя датировки там плавают, и целый ряд исследователей предполагает, что каменным руинам куда больше лет, чем найденной вокруг керамике. Однако историки и археологи, изучающие «Мёртвый город» (одно из названий города), сходятся во мнении, что город, как минимум, дважды был полностью разрушен и восстановлен до своего забвения.

-3
-4
-5

Современная площадь археологического памятника занимает порядка 30 га, тогда как во времена своего расцвета территория города доходила до 400-600 га. Это наглядно демонстрирует насколько ничтожная часть Тиуанако раскопана на сегодняшний день. По сути, даже центральные сооружения города, вроде пирамиды Акапана, храма Каласасайя и располагающегося невдалеке Пума-Пунку, не исследованы в полной мере.

-6

А Каласасайя и вовсе полностью пересобран и превращён в туристический «диснейленд». Меж тем, под целым рядом сооружений были найдены тоннели и несколько уровней застроек, всё ещё остающихся под слоем земли. К теме весьма нетривиальных подходов при постройке города я вернусь чуть позже, когда буду рассказывать о Пума-Пунку. Сейчас же остановлюсь на том, что мы в Тиуанако увидели.

-7
-8
-9

Надо сказать, что главный вывод в виде описания «парой слов» можно сделать такой: Тиуанако в своём современном виде - это упорядоченный хаос. Упорядоченный по причине того, что реставраторы потрудились здесь на славу, создав, по сути, ряд объектов заново. Собственно, такой процесс восстановления мы наблюдали воочию, когда люди с тележками перевозили блоки из одного участка древнего города в другой, по-видимому, планируя восстановить очередное «древнее» сооружение. А меж тем, в начале XX века Тиуанако представлял из себя почти полностью засыпанную площадь с торчащими по периметру изрядно потрепанными временем, ветром и осадками каменными столбами.

Тиуанако, 1903 год. Фото французской экспедиции начала XX века.
Тиуанако, 1903 год. Фото французской экспедиции начала XX века.
-11
-12

Именно вокруг них позже и был восстановлен храм Каласасайя. К слову, чуть в стороне различные андезитовые столбы с нетривиальными следами обработки по-прежнему торчат из земли и дела до них особо никому нет, потому что туристическая тропа проходит в стороне от них. Впрочем, может это и неплохо.

-13
-14
-15

На Тиуанако прослеживается интересная тенденция, которая повторяет другие индейские памятники в том же Перу. Нижние ряды кладки часто выполнены гораздо качественнее верхних. Видно это, в частности, в основании пирамиды Акапана, где работали археологи, когда мы проходили мимо.

-16
-17

А теперь, что касается хаоса. Даже беглого взгляда на руины хватает, чтобы понять, что большая часть из заново собранных зданий, собиралась либо из новодельных блоков, либо из материала, ранее разбросанного по округе в произвольном порядке. Слишком чётко прослеживаются нестыковки между блоками и материалами, внося явный архитектурный и эстетический диссонанс в наблюдаемые сооружения.

-18
-19
-20

И так везде. Где-то блоки и части непонятных конструкций заботливо собраны в пока ещё не отсортированные кучки. При надлежащем финансировании из них позже можно тоже будет состряпать что-нибудь на потеху туристу. И это удручает. Конечно, человеку приятнее видеть цельные сооружения, чем взирать на раскиданные непонятной силой по периметру города каменные руины, возле которых инки и те, кто был до них, достраивали свои здания. Но, увы, реконструкция сделана таким образом, что искусственность видится во всём. И ты попросту не веришь в то, что наблюдаемые объекты стоят на своих местах, а строители именно так и задумывали свой город.

-21
-22
-23

И ещё пару моментов в описание каменного хаоса. То тут, то там, в поле, из которого ныне состоит большая часть территории древнего города, торчат и просто валяются каменные элементы разных форм и качества исполнения. Там же можно найти врата Солнца и врата Луны, если это вообще изначально задумывалось вратами.

-24
-25
-26

Версии назначения главных зданий Тиуанако рассматривались самые разные. Например, что здесь мог находиться древний порт. Причём, особо увлекающиеся люди пишут про морской порт. И это на высоте 4000 метров. Но оставим это. Подобные предположения, идущие вразрез со здравым смыслом, только мешают реальному исследованию объекта. Кстати, определенная доля истины в портовой гипотезе есть, но о ней тоже позже. Вторая популярная и «сенсационная» версия, озвученная, кстати, во вполне академических фильмах говорит о том, что Тиуанако мог являться той самой платоновской Атлантидой. Оставлю эту версию на совести людей её озвучивающих.

-27
-28
-29

В целом же, можно констатировать то, что мы практически ничего не знаем ни о том, как выглядел «Вечный город» (другое название Тиуанако) в его изначальном виде, ни то, что из себя представляла цивилизация его построившая. Собственно, примерно об этом и говорит в своей книге «Тиуанако: между небом и землей» Хосе Игнасио Гальего Ревилья - один из ведущих археологов Боливии, по ходу повествования восторгающийся возможностями и знаниями строителей.

-30
-31
-32

По сути, большой Тиуанако, включая Пума-Пунку, стал последним крупным историческим памятником, посещённым нами в эту поездку. И он однозначно поставил точку в некоторых сомнениях об очевидности истории древней Америки и территориях Перу и Боливии в частности. В сомнениях поставлена точка, а вот сама история этих удивительнейших регионов ещё очень далека от завершения. И лично я убеждён, что при объективном и тщательном подходе к изучению достояния древних цивилизаций Америк, выяснится ещё много такого, от чего нам, возможно, придётся пересмотреть не только понятие «цивилизация», но и по-другому взглянуть на наш путь развития, а заодно и на нас самих. (С. Дешевой)

Продолжение следует...

-33
-34

Авторы фото: Ирина Шевченко и Сергей Дешевой.

#перу #титикака #альтиплано #боливия #тиуанако #путешествия #впечатления #южнаяамерика #древниецивилизации #загадкиистории