На весенних каникулах решали с внучкой задачи. Ей 6 лет. Она ходит в детский сад. И я, как бабушка, не хочу пропустить такой важный период в её жизни как подготовка к школе.
Не будем требовать от дошкольника или первоклассника записывать решения, ведь он этого делать не умеет. Пусть нарисует или разыграет сценку, представит ситуацию мысленно и опишет словами.
Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию сюжеты наших занятий с внучкой и шесть красивых занимательных задач для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Первая задача, которая прошла у нас на "ура", была такая.
Пять человек встали в шеренгу и взялись за руки. Сколько рук остались свободными?
Василиса мысленно разыграла действие. Они все, держась за руки, стоят в шеренге: мама, братик, бабушка, она и папа. Побегала по комнатам, (видимо, считала руки у всех) прибежала и выдала ответ:
-Восемь рук заняты, а две свободны.
-Почему?
-Я представила, что мама и папа стоят с краю. У них одна рука занята, а другая свободная.
Ну что ж, вполне грамотно описала ситуацию.
-Бабушка, давай ещё задачку, - просит она. Про нашу семью.
-Давай,- отвечаю. Слушай.
Четыре человека при встрече обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?
-Три, - отвечает, не задумываясь нисколечко.
-Почему? - прошу объяснить.
Василиса подбежала к брату, маме, папе и пожала им руки.
-Три рукопожатия, - утверждает. Нас же четверо вместе со мной, вот мы и обменялись рукопожатиями.
Правильно ли решена задача, обсуждали всей семьёй.
Тут же придумали игру "Встреча бизнесменов". Игра проходила так. Первой в пустую комнату вошла Василиса. Спустя некоторое время, заходит брат. "Бизнесмены" поздоровались и пожали друг другу руку.
Заходит папа. Здоровается за руку с Василисой и с Костей.
Заходит мама. Приветствует всех и подаёт руку Василисе, Косте и папе.
Василиса записывает на доске и считает: 1+2+3=6. Восклицает радостно: "6 рукопожатий!"
-Я поняла, - кричит она. Не считая меня, Мама с Папой, Костя с Мамой и Костя с Папой здоровался за руку. Вот откуда ещё три рукопожатия. 3+3=6.
-Да, Василиса, - можно так решить. Важно, чтобы все четыре человека обменялись рукопожатиями.
Ты молодец, догадалась почему 6.
В 5 классе она познакомится с правилом умножения и будет решать другие задачи по комбинаторике. А сейчас запоминает алгоритмы с помощью сложения и конкретных действий.
Предлагаю вашему вниманию задачи, которые я тщательно отбирала для дальнейших занятий с внучкой. Если будете заниматься со своими малышами, можете варьировать с числами от более простых к более сложным и наоборот в зависимости от возраста ваших деток.
Задачи.
1. Есть три кубика: красный, синий и желтый. Из этих трёх кубиков Петя строит башенки, каждый раз меняя местами кубики по цвету. Сколько различных башенок он может построить таким образом?
***************************
2. Первоклассницам Асе, Наде, Лене и Маше посчастливилось посидеть в течение учебного года за первой партой. Сколько различных способов посадки существует?
*****************************
3. У каждого марсианина по три руки. Десять марсиан встали в шеренгу и каждый взял другого за руку. Сколько рук остались свободными?
*****************************
4. Лягушка🐸 встречала гостей 🏡. Лиса🦊 пришла раньше медведя 🐻, Волк🐺 позже Зайца🐰, Медведь раньше Зайца, Мышка🐭 позже Волка. В каком порядке приходили гости?
*****************************
5. В коробке было три жёлтых и три красных шарика. Вася взял четыре шарика. Сколько шариков разного цвета могло быть у Васи?
*****************************
6. Мама, папа и дочка любят фотографироваться. Сколько есть различных способов разместиться им на диване для фотосессии?
******************************
Дорогие читатели!
В отличие от первоклассников, мы с вами умеем описывать решение словами. Если задачи понравились и захотелось решить, пишите в комментариях. А может предложите свои?
Всем желаю здоровья и успехов в решении математических задач. Отличных оценок вашим внукам и детям.
С вами автор учитель математики Любовь Михайловна.