Бывают комментарии, на которые и в два слова не ответишь, и страницы будет мало. А тут сразу три. все на одну и ту же статью:
У этой статьи обязательно будет продолжение, поскольку докладчик выступал более двух часов и затронул интересные моменты, касающиеся образования. Но вернёмся к комментариям:
" Можно ли вернуть систему советского образования в нашу современную жизнь?
— Конечно можно. Нужно лишь желание народа и воля к её исполнению."
"А как вы считаете: можно ли вернуть систему советского образования в нашу современную жизнь?"
А с какого времени? Советское образование было оооочень разным в разные времена?
Например, мне нравятся времена пятидесятых годов, а с конца шестидесятых, школа покатилась вниз... А вы какое время выбираете?"
" Вот такие бордовские и разрушали!"
Попробуем вместе поразмыслить и ответить на эти комментарии.
Первый комментатор спрашивает: возможно ли возвращение к советской системе образования?
Как бы ни не приходилось сожалеть, но вернуть советское образование нельзя, потому что оно неразрывно с той системой образования, с тем строем, которые существовали в СССР.
Но вот позаимствовать что-то хорошее, правильное из образования тех лет, наверное, можно, при желании.
Какие основные причины успешности были у советской системы образования? Не зря же её признавали лучшей во всём мире?
1. В молодой Советской стране с первых лет её создания существовал КУЛЬТ ЗНАНИЙ. Страна, отстающая от западных стран в области образования лет на 100, с населением, безграмотным на 80-85 %, смогла в считанные годы его ликвидировать, а, затем, даже обогнать страны запада.
Вся молодёжь страстно хотела учиться! Мне даже кажется, что люди в те годы так и думали, что за одно поколение можно добиться всеобщей грамотности и сразу шагнуть в "светлое будущее".
С одной стороны, они во многом были правы. Неизвестно же, чего бы достиг СССР, если бы не Великая Отечественная война, выкосившая то самое первое поколение грамотных людей.
С другой стороны, и послевоенное поколение переживших войну смогло доказать силу образования, сделав прорыв в Космос. Безграмотным людям это было бы не под силу.
Но о каком культе знаний можно говорить сегодня, если зазывалы в Интернете без образования предлагают стать за месяц миллионером, если диплом можно купить в переходе? Знания не имеют больше притягательной силы и не являются для молодёжи мощнейшим стимулом преобразования своей и общественной жизни.
Можно ли вернуть культ знаний, сопоставимый с существовавшим в Советском государстве? Большой вопрос.
2. АВТОРИТЕТ учителя был очень высок в СССР.
Не буду писать слишком много, но и родители прислушивались к рекомендациям учителей, и фильмы о них снимали, и государство заботилось.
Где сегодня авторитет учителя? Знаем и видим сами. Каким образом поднимать его? Пока сложно сказать.
Среди учителей оказалось много случайных людей, не достойных этого звания. Что с этим делать?
3. Большое внимание к трудовому обучению в школе. Об этом у меня целая статья, повторяться не хочу.
Сегодня уже говорят о возвращении в школы трудового обучения, но страшно слушать депутатов, как они представляют себе - что такое труды? Только уборку листьев вокруг школы и вспоминают.
Да и можно ли что вернуть, когда специалисты ушли, материальная база разрушена, уважения к труду в обществе нет?
4. Одновременно с обучением школы занимались также воспитанием молодого поколения. Большую силу имели тогда пионерская и комсомольская организации.
Кстати, в первые годы пионеры и комсомольцы активно занимались той же ликвидацией безграмотности. А когда ликвидировали - остались без работы, если бы не сбор металлолома и макулатуры. Это и привело впоследствии к краху детские общественные организации.
С воспитанием в системе образования у нас плохо совсем. В школах воспитание сводится к организации досуга детей. Надуманное "Движение первых" (новые пионеры) - это очередной надуваемый мыльный пузырь.
Вот эти три основных и НЕ выполнимых сегодня принципа советского образования. Поэтому и говорить о возвращении советского образования сегодня можно, но безрезультатно.
А что результативно - я написала выше.
____________
Во втором комментарии разговор шел уже о периоде существования советской системы образования, которую было бы предпочтительнее вернуть сегодня: пятидесятых или шестидесятых годов?
Я не могу сказать: когда система образования в СССР имела лучшие показатели: в 50-х или 60-х годах? Для этого надо собирать какие-то статистические показатели, анализировать их.
Но, зачем?
Можно просто предположить, что если пиками культа образования были 20-30-е и 50-е годы, а дальше систему просвещения начали "заедать бюрократия и формализм", то, значит, чем дальше в лес...тем больше дров.
__________
Третий комментатор задаётся вопросом, а не разрушили ли образование люди, подобные докладчику?
Вот это очень интересный вопрос. Потому что мы уже настолько привыкли и к "переобуванию" на ходу людей во власти, и в образовании тоже, к "оборотням" всех мастей, к недоучкам и просто к замшелым бюрократам, что становится опасно уже кому-то верить, или, наоборот, не разобраться в действительно стоящих предложениях.
Так что нельзя сказать, кто именно разрушал образование: все понемногу. Но надо бы думать, как сохранить оставшееся и возродить.
Лично меня успокаивает одно, что страна же - не та лапотная Россия начала прошлого века, и та смогла сделать рывок в образовании. А нам что мешает, при поголовной грамотности (пусть и на разном уровне)?
Только неверие в свои силы. Я считаю. Нужно поверить в свои силы! Пора уже!
А вы как считаете?
#СССР #системаобразования #образование #школа #воспитание #дети