Найти в Дзене
Александр Долгих

Как работали женщины в шахтах Донбасса и других регионов

Оглавление

В последнее воскресенье августа в России отмечается праздник, учреждённый ещё во времена Советского Союза — День шахтёра. Традиционно, но ошибочно, он считается праздником чисто мужским. Официально, практически во всём мире, работа для женщин в шахтах была запрещена с 1935 года. Только вот в СССР, до середины XX века, под землёй работали не только женщины, но, порой, даже несовершеннолетние девочки.

Как работали женщины-шахтёры на Западе

В XIX веке европейские женщины работали в шахтах наравне с мужчинами ― то есть как минимум 12 часов в день. В одних шахтах они тягали вагонетки с углём: тележка привязывалась цепью к талии, а передвигаться часто приходилось на четвереньках. В других они поднимали наполненные углём корзины на поверхность. Разумеется, о каких-либо нормах поднятия тяжестей для женщин речи тогда не шло. К 1842 году в одной только Великобритании шахтёрами работали около 2350 женщин. В 1842 году новый закон запретил работать в шахтах женщинам и подросткам младше 13 лет. В последующие годы женщины и девочки могли работать лишь на поверхности. Обычно они сортировали уголь, а называли таких работниц «pit brow lasses».

Женщины-шахтёры в дореволюционной России и после революции

До Октябрьской революции детский и женский труд в Российской империи использовался повсеместно, но оплачивался в разы ниже, чем мужской. Закон, запрещавший работу в шахтах для женщин и детей (статья 952 Горного Устава), существовал, но не соблюдался. После начала Первой мировой войны данный закон временно (до окончания боевых действий) отменили официально, ведь рабочих рук катастрофически не хватало. Постановление гласило: «К подземным и ночным работам на каменноугольных копях европейской части России допустить малолетних лиц, не достигших 15-летнего возраста, а также женщин».

Но и после революции 1917 года постановление не отменили. В стране началась стремительная индустриализация, потому женский труд решено было не ограничить, а расширить. Теперь женщин привлекали на все производства без исключения. Существование Конвенции Международной Организации Труда, запрещающей многие виды работ, куда в целях сохранения здоровья женщины и дети привлекаться не могут, властями игнорировалось. В 1943 году по шахтам разослали директиву, которая не подлежала оглашению. В ней нарком угольной промышленности указывал, что часть мужчин требуется перевести на самые тяжёлые работы в забой, а на их места ― поставить женщин.

-2

Как женщины работали в шахтах после Второй мировой

Во время Великой Отечественной войны женщины составляли до 86% коллективов шахтёрских бригад в СССР. Общее число работниц шахт превышало 245 тысяч. В 1943 году стихийно и одновременно в разных регионах возникло чисто женское движение «Девушки, в забой!». На Урале, в городе Копейск, оно проходило под предводительством Екатерины Подорвановой, работавшей на поверхности шахты с 17 лет. Работа же в «лаве» предполагала владение 10-килограммовым отбойным молотком. Вскоре к Подорвановой присоединилось ещё 40 девушек.

-3

В сентябре 1943 года от немецких захватчиков был освобождён Донбасс, и «подземный подвиг» женщин вступил в полную силу. В городе Горловка (Донецкая область) одной из первых «шахтёрочек» стала 18-летняя Мария Гришутина. Уже к январю 1944 года женщины-шахтёры объявили, что собираются выполнять по две нормы выработки в день: за себя и воюющего (погибшего) мужа, отца, брата. Первые «женские рекорды» по добыче угля были зарегистрированы уже в феврале 1944 года.

Тяжёлая работа по расчистке шахты и рубке угля могла предполагать многочасовое пребывание по пояс в воде. Многие работали в тесных забоях, в том числе лёжа на боку. Был высок и травматизм из-за обвалов и падений в шахту: сколько женщин погибло и покалечилось под землёй до сих пор не известно. Глубина отдельных шахт достигала километра, а самая глубокая угольная шахта в мире, расположенная в Донбассе, превышала по глубине 1500 метров.

Мария Гришутина
Мария Гришутина

В шахту не шли девушки, боявшиеся мышей и крыс. Подземные крысы выглядели внушительно, некоторые достигали размеров небольшой собаки. Шахтёры всегда прикармливали крыс, чтобы те постоянно находились неподалёку. Это имело смысл, так как крысы всегда чувствовали утечку газа метана. Шахтёры знали, что если крысы покидают локацию, людям также нужно уйти оттуда как можно быстрее. Крыс называли «Машками» и «Ларисками», делили с ними шахтёрский «тормозок», обычно состоявший их хлеба, сала и лука, а в особенно голодные времена ― из одной печёной картошки.

Если в 1940 году в Донбассе, даже при условии частичной механизации многих работ, добыча угля не превышала 76 млн тонн, то к 1950 году угля добывалось более 78 млн тонн. В этот период подземные работы выполняли преимущественно женщины, которые трудились вручную: большая часть оборудования (комбайнов, погрузочных комплексов) была уничтожена во время войны. В 1943―1947 годы до 80% шахтёров Донбасса составляли женщины.

В Карагандинском угольном бассейне в военные годы располагалось 39 шахт. Из 43 тысяч человек 12 тысяч ― женщины, работавшие именно на угледобывающих участках, глубоко под землёй. Всего в СССР в послевоенные годы в шахтах трудилось до 250 тысяч женщин.

-5

Именно благодаря женщинам оборонная промышленность СССР была обеспечена углём даже к окончанию войны. Их трудовой подвиг во многом обеспечил победу Союза в войне: большинство работавших в шахтах женщин одновременно оставались жёнами и матерями, активно помогавшими фронту.

В 1960-е годы медалями «За восстановление угольных шахт Донбасса» было награждено более 25 тысяч женщин-шахтёров.

Память и современное состояние

В 1957 году в СССР было издано постановление Совмина и ВЦСПС на тему замены женского труда в сфере горнодобывающей промышленности и подземного строительства. Но работников-мужчин всё ещё не хватало, потому женщин полностью вывели из шахт лишь в 1966 году. Сейчас в шахты по долгу службы могут спускаться женщины-маркшейдеры (маркшейдер — это горный инженер, производящий пространственно-геометрические измерения в недрах земли) и медицинские работники.

-6

В современном времени почти никого из «шахтёрочек» тех времён уже нет в живых, немногие выжившие ― незаслуженно забыты. Конвенция же, принятая в 1935 году и запрещающая работу в горнодобывающей промышленности для женщин, сегодня считается дискриминирующей и постепенно отменяется.

Данная конвенция пока ещё действует как минимум в 68 странах. Например, в Беларуси также запрещено включать женщин в состав бригад шахтеров-забойщиков: работа эта всё ещё сложная, связанная с использованием тяжёлого оборудования.

Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: