Куртатинское ущелье Северной Осетии одно из самых красивых мест в мире. Здесь древние боевые башни и цитадель Дзивгиса. Священный колокол грузинских царей (Уастырджи-Святой Георгий), река Фиагдон и город мертвых, а дальше оборонительная линия времен древней Византии. Путь через Кавказский хребет здесь пролегал еще до открытия Крестового перевала русскими солдатами. К снежным вершинам Куртата подходили отряды Тамерлана и персидского шаха Аббаса I в годы своего наивысшего могущества. Тащили сюда обозы с пушками, били по мощным стенам и нисчем возвращались обратно в Азию.
Это место зарождения христианства осетин, столетиями отстаивавших свою самобытность в нелегких условиях высокогорья и сурового климата Северного Кавказа. Когда Россия покорила эти земли, то первыми переселенцами на равнину были горцы Куртата. Здесь жили семьи, где с молоком матери впитывались чувства долга, отваги и мужества. В одной из таких семей 3 декабря 1847 года родился Дзамболат Константинович Абадзиев. К тому времени горцы Куртата расселились на равнине и основали село Кадгарон Терской области Российской Империи. В 19 лет Дзамболат поступил на военную службу рядовым казаком и участвовал во всех русско-турецких войнах.
Первое время он служил при штабе, но всегда рвался в бой, а когда нужно было передать донесение презирал свист пуль и даже не уклонялся от огня. "Это был юноша 22-23-х лет, высокий, стройный брюнет, очень красивый, прикомандированный к конвою генерала М.Д.Скобелева". Во время короткого отдыха под болгарской Плевной генерал Скобелев в присутствии офицеров как-то спросил: "Скажите, Дзанболат, знаете ли вы, что такое страх?" О мужестве и лихости самого Скобелева в войсках ходили легенды и он сам высоко ценил эти качества в подчиненных. В 1878 году Дзамболат был направлен в город Вильнюс на обучение в Виленском пехотном юнкерском училище. По окончанию ему присвоено звание подпоручик (лейтенант) с местом дальнейшей службы в 63-м пехотном Углицком полку.
Его военная служба прошла в постоянных сражениях. Три года войны в Средней Азии и ранение при штурме Геок-Тепе за что награжден золотой шашкой с надписью "За храбрость". В 1904-1905 годах в звании полковника он участвует в русско-японской войне. В 1904 командиром Усурийского полка, а с 1907 года командиром бригады 1-й Кавказской казачьей дивизии в звании генерал-майора.
С 10 июля 1916 года командир 2-й казачьей дивизии генерал-лейтенант Дзамболат Абадзиев сражался с войсками турецких османов в Закавказье. Его дивизия успешно заняла небольшие армянские города Коп, Лир и Товдан разместив здесь свои полки. Однако зимой комдив получил сведения, что к городу Битлис подошла крупная группировка турецких войск. Их продвижение сопровождалось резней местного армянского населения и тысячи армянских беженцев брели по пыльным дорогам в поисках своего спасения. Турки заняли господствующие высоты и разместили на стенах Битлиса тяжелую артиллерию.
Основное население Битлиса тогда составляли армяне и курды. Все кто остался за стенами города были схвачены и использовались турками как тягловая сила, а женщины и дети подвергались насилию. Генерал Абадзиев быстро сформировал полки первого эшелона из самых боеспособных казаков и без промедления двинул их к армянскому городу. Марш по горной местности был тяжелый. Русские войска все везли своими обозами и тащили на себе. Медлить было нельзя ибо турецкие отряды прибывали и увеличивали гарнизон обороны Битлиса. Казачья разведка донесла, что турки готовят массированный удар по русским войскам и надо действовать.
В ночь на 19 февраля дивизия генерала Абадзиева совершив марш подошла к стенам древней армянской крепости Битлис. С господствующих высот турецкая артиллерия начала обстрел расположений русских полков. Стены были высокими, а крепостные валы крутыми. Выйдя на рекогносцировку начальник штаба доложил, что удобнее атаковать обойдя крепость по высотам с тылу. Но еще выше стоит турецкая артиллерия и пехота, которая тоже будет атаковать сверху вниз. Комдив принял решение блокировать Битлис и непрерывно вести артиллерийский огонь по его стенам.
Пять сотен казаков по замыслу комдива используя складки местности и курдских проводников совершили тяжелый бросок и вышли в тыл турецких войск сосредоточенных на высотах. Основные же силы обстреливали крепость и демонстрировали подготовку к атаке. Такой маневр оказался для турецкого командования полной неожиданностью и турки попав в клещи дрогнули. Уже через несколько часов боя русские войска всей дивизией обрушились на Битлис. Пробив ворота и стены в самом узком месте казаки и солдаты Абадзиева ринулись в проломы и ворвались в крепость. Замкнутый турецкий гарнизон дрался за каждый дом и улицу выставляя перед собой местное население в качестве щита. Турки были ошеломлены русским натиском и прекратили сопротивление понимая свою безвыходность. Результатом стремительной атаки генерала Абадзиева стало пленение 40 турецких офицеров, более тысячи солдат и командира турецкого полка с боевым знаменем. Захвачено 20 орудий немецкой фирмы "Кrupp" и склад стрелкового оружия с боеприпасами.
Генерал Дзамболат Константинович Абадзиев за годы военной службы награжден одиннадцатью орденами и стал полным кавалером крестов "Святого Георгия" всех четырех степеней. В 1920 году русский генерал Абадзиев покинул Родину и эмигрировал в Королевство Югославия. Долгое время работал в Белградской библиотеке рядовым сотрудником, занимался общественной деятельностью и навсегда остался преданным своему Отечеству.