У интересующихся историей гибели «Титаника», чья жизнь не связана с судовождением, порой вызывают логическую путаницу отданные на капитанском мостике команды на руль, а точнее – их направление относительно сторон. Почему же вахтенный офицер Мердок, заметив злополучный айсберг справа от борта «Титаника», отдает приказ «право на борт»? Казалось бы, абсолютно нелогично и опрометчиво поворачивать в сторону потенциальной угрозы.
В наше время команда «право (лево) на борт» означает, что руль должен быть положен до установленного предела в указанную сторону, но в эпоху «Титаника» система командования была противоположной. Странные на первый взгляд команды берут свое начало еще со времен расцвета парусных кораблей, когда офицеры указывали рулевому направление поворота румпеля, а не баллера (оси) руля. Соответственно, приказ «положить руль влево/вправо» расшифровывается, как «переложить румпель в заданном направлении». В свою очередь руль совершал противоположный маневр, поворачивая носовую часть корабля влево/вправо.
В эпоху развития парового судоходства команды на руль требовали закономерного урегулирования, но изменения, внесенные в нормативы мореплавания, укореняются отнюдь не быстро. Мир судоходства инстинктивно консервативен, хотя некоторые европейские страны начали менять команды на руль уже в начале двадцатого века. Только британцы, отличающиеся склонностью к традиционности, перешли на логичную систему команд в 1933 году. До этого времени британские офицеры и рулевые продолжали упорно пользоваться «парусными» командами. Американский военно-морской флот начал использовать современные команды на руль в начале ПМВ – в 1914 году, но коммерческие суда не изменяли традициям вплоть до 1935 года.