6 апреля 1483 года родился и 6 апреля 1520 года умер величайший художник эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти. С именем Рафаэля в мировом искусстве связано представление о возвышенной чистоте и предельной гармонии — его искусство дышит умиротворением и покоем.
«Сколь велики милость и щедрость, проявляемые небом, когда оно сосредоточивает иной раз в одном лице бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния и ценнейшие дары, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах. Природа именно его и принесла в дар миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. И в самом деле, поскольку большая часть художников, живших до него, были наделяемы ею своего рода безумием или неистовством и она создавала из них не только людей одержимых и отрешенных от жизни, но и сплошь да рядом в них больше проявлялись теневые и мрачные черты пороков, чем сияние и блеск тех добродетелей, которые делают людей причастными бессмертию, постольку, наоборот, справедливость требовала, чтобы по велению той же природы в Рафаэле воссияли во всем своем блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболее ценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, даже самый безобразный порок и смыть любое, даже самое темное пятно. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, — не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, — смертные боги, и что все те, кто на этом свете своими творениями вписал свое имя на скрижалях славы, могут в той же мере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за свои труды и заслуги». Так писал о Рафаэле в своей прославленной книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511–1574) — художник, архитектор и писатель позднего Возрождения.
Еще при жизни мастера из Урбино его звали не иначе как «божественный». Последующие поколения деятелей искусств видели в Рафаэле одного из величайших гениев, воплощение истинного, «отмеченного небом», творца. Но наивысшую оценку мастер получил среди художников-академистов, став для них непререкаемым образцом и мерилом совершенства. В триаде классических видов искусства, где архитектура и скульптура были представлены шедеврами античности, наследие Рафаэля выступало своеобразным эквивалентом античной, увы, утраченной, живописи. Слава Урбинца не померкла даже после открытия подлинных римских мозаик и фресок в середине XVIII века. Наоборот, она продолжала расти, достигнув через столетие своего пика. Образы Рафаэля и его школы распространялись по Европе в виде гравюр, рисунков и живописных произведений. Последние позволяли наиболее точно передать красоту его искусства, особенно если были сделаны в натуральную величину.
В европейских академиях художеств копии работ Рафаэля заняли самое почетное место. Основанная в 1757 году Петербургская Академия художеств, по примеру своих западноевропейских предшественниц, сделала Рафаэля культовой фигурой. Сначала с его творчеством знакомились только по графическим копиям (гравюрам и рисункам). Но уже первый выпускник Академии из числа живописцев, Антон Павлович Лосенко (1737–1773), отправленный для усовершенствования в Европу за казенный счет, получил задание скопировать большое произведение великого Урбинца. Живописное полотно «Правосудие» — копия фрагмента росписи Зала Константина в Ватиканском дворце Рафаэля — ныне представлено на постоянной экспозиции Музея Академии художеств. Оно было выполнено в 1768 году и высоко оценено академическим Советом, присудившим художнику звание «назначенного в академики». Долгие годы она служила ученикам Академии пособием для «упражнения в колерах», то есть составлению выразительной и гармоничной цветовой гаммы.
Аллегорическое изображение Правосудия представлено в виде женской фигуры в античном одеянии. Одна грудь женщины закрыта, другая оголена, что символизирует наказание и милость, расточаемые судом. Рукой женщина опирается на страуса. По представлениям античных натуралистов, эта птица считалась склонной забывать все естественные проявления любви, не заботясь даже о собственных яйцах, которые она оставляла сразу после того, как они были отложены в песок. Рафаэль выбрал страуса атрибутом этой аллегории потому, что служители правосудия должны быть свободны от всех личных привязанностей, даже по отношению к своим детям. В другой руке женщина держит весы — символ меры и справедливости, беспристрастного «взвешивания» всех «за» и «против».