На консультациях по эффективным коммуникациям я не устаю повторять как важно уметь подстраиваться под собеседника, понять его ценности, учитывать поведенческие особенности. Для экспресс-оценки есть понятные маркеры: внешний вид, тембр и интонация голоса, используемые жесты, слова, поза и т.п. Но в современном мире очень много общения, которое ведется в формате переписки. Поэтому иногда мне задают вопрос: а как определить психотип человека, если с ним только переписываюсь? На самом деле это тоже вполне реально и не так уж сложно.
На какие маркеры обратить внимание?
- Длина сообщения
- Частота сообщения
- Структура
- Эмоциональная окраска
- Речевые обороты
- Скорость ответа на сообщение
D-тип («красные») часто пишут короткие рубленные сообщения, которые могут походить на приказ. Вам даже может показаться, что человек агрессивно настроен и заставляет вас что-то делать. В сообщениях чувствуется напор. Не редко вам приходит много сообщений с минимальной разницей во времени. Человек спешит действовать, поэтому ему некогда думать и составлять одно большое. Он ориентирован на результат, а не на людей, поэтому ему не так важно, что о нем подумают. Со структурой тоже могут быть проблемы. Вопросы или выдаваемая информация может прыгать с темы на тему. Часто в сообщениях отсутствуют знаки препинания, могут присутствовать ошибки и опечатки. Эмоциональная окраска достигается за счет многократного использования знака вопроса или восклицательного знака (??? / !!!), а также может появится caps lock (слова или фразы, написанные заглавными буквами). Если человека не отвлекают какие-то параллельные дела, то ответы на сообщения приходят достаточно быстро. По достижению договоренностей и результата беседа может резко оборваться.
Пример из жизни: Недавно я выставила на Авито объявление о продаже халата. В переписке девушка-покупатель писала мне короткие сообщения одно за одним с разницей в секунду, как будто застреливала меня вопросами)
Халат я продавала по довольно низкой и выгодной цене, и девушка боясь упустить выгодное предложение на следующий день решила заручиться тем, что я никому его не продам (выгода – важная ценность для «красных»).
В какой-то момент сервис даже подумал, что мне пишет бот и спросил не спам ли это для меня.
Сделка состоялась, покупательница оказалась вполне адекватной. Но стиль общения был своеобразным и не близким лично моему. Если бы я не напомнила себе в очередной раз, что все люди разные, то могла бы посчитать, что ко мне проявили неуважение и отказаться от общения, а следовательно и от продажи.
I-тип («желтые») – пишут длинные сообщения, используя витиеватые обороты, сложносочиненные предложения. Сообщений может быть много, т.к. «желтые» также как и «красные» не боятся заполнять собой пространство. Но частота их отправки будет чуть меньше, чем у «красных», потому что надо время, чтобы много написать. I-тип более трепетен к структуре, хотя тоже может перескакивать с темы на тему. Но тем не менее свои сообщения он старается разбить на тематические блоки (одно сообщение про одно, другое про другое). Несмотря на многословность их сообщения будут понятны, ответы на вопросы получены, часто даже варианты решения предложены. Используют знаки препинания, может написать с ошибками, но чаще это будут опечатки, связанные с торопливостью и эмоциональностью. Сообщения будут эмоционально окрашены как смайлами, так и примерами из своей жизни. Могут написать вам много лишней личной информации просто так, например, о своем настроении, о том, как прошел день и т.п. Тональность будет позитивная, даже о проблемах будут писать с долей юмора.
Также приведу пример из Авито переписки.
Отвечают "желтые" достаточно быстро. Решив вопрос могут продолжить переписку уже на отвлеченную или смежную тему (что кстати и произошло). Могут легко перейти на «ты» и задружиться с вами.
S-тип («зеленые») – чаще пишут одно сообщение, где постараются вежливо и максимально подробно изложить суть. Даже если поймут, что что-то забыли, то не станут без лишней необходимости писать вдогонку. Сначала дождутся ответа и уже потом, извинившись, что забыли, напишут недостающую информацию. «Зеленые» придерживаются структуры, подумают об удобстве собеседника, расставят акценты, выделят смысловые блоки. Пишут грамотно, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Сообщение будет больше похоже на хорошо выверенное сочинение на тему, с правильными немного книжными оборотами речи. Вежливо, но с минимум смайлов. Любят многоточия. Всегда стараются обращаться по имени. Используют много «мы-сообщений». Просят разрешения и много извиняются. S-типу важно мнение других, важно не обидеть, избежать возникновения конфликтной ситуации, поэтом они тщательно продумывают что и как написать. Из-за ответа придется подождать. Среди «зеленых» частенько встречаются те, кто печатает, стирает и печатает заново. Если вопрос чувствительный, то может прочитать сообщение и не отвечать на него долго. Все просьбы в вежливой форме.
С-тип («синие») – излагают сразу все одном сообщении, структурированно и по делу. В зависимости от ситуации могут строить как длинные и порой сложные для понимания предложения, так и писать кратко (особенно если часть информация уже известна и изучена). Делают акцент на действиях, сроках, ответственных. Сообщение уже содержит в себе план. Переписка, как и речь скупа на эмоции, но вежлива. Не забудут поздороваться, поблагодарить. Все слова и фразы выверены, мысленно примерены к ситуации, аргументированы, чтобы у собеседника не осталось никаких дополнительных вопросов. «Синим» также необходимо время на ответ, они не отвечают в порыве, так как каждое новое сообщение тщательно продумывается. Для них важно не то, что подумают, а все ли я учел. Пишут грамотно, стараясь избежать ошибок. Не поддерживают отвлеченных тем. Сами не расскажут ничего лишнего и посчитают ненужной такую информацию от собеседника.
Понимание кто перед вами, помогает избежать поспешных осуждений и избежать недопониманий. В переписке гораздо проще, чем при личном общении, ошибиться с оценкой настроения собеседника, отношением его к вам. Мы часто некорректно считываем посыл, исходя из своей манеры общения. Понимание поведенческих особенностей людей помогает быть гибче и проще находить подход к разным людям.
Подписывайтесь и делитесь своими примерами в комментариях.
Помогу понять ваших собеседников.
Читайте в других статьях:
Типологии личности: почему полезно знать и использовать при общении
Типология DISC и мир брендов
Секреты мотивации