Несколько недель назад вернулся из очередной автомобильной экспедиции в Арктику и не смог обойти стороной тему стоимости топлива в стране.
Мы делали автопроект на Чукотку к самой восточной точке России
и всего континента - мысу Дежнева, а для этого надо было преодолеть всю нашу страну. Включая Якутию - самый большой регион нашей страны, занимающий без малого почти шестую часть площади России.
Спойлер: самое дешевое топливо у нас оказалось в Москве, а самое дорогое в Якутии.
В Якутии на машине бываю часто, едва ли не каждую зиму и каждый раз
самые большие расходы на топливо получаются именно в этом регионе.
Открыл первую попавшуюся официальную статистику о росте цен на топливо за 2022г и был удивлен, что Якутия далеко не на первом месте по стоимости автомобильного топлива.
Что здесь не так и в чём фокус официальной статистики?
Фокус в терминологии. Как правило рассматривается индексе потребительских цен на бензин, а не статистика по наиболее потребляемым сортам топлива.
Сразу уточню, что под топливом я подразумеваю не только
бензин, а в бОльшей части дизельное топливо.
Бензин в Якутии как раз вполне доступный и здесь статистика совсем не лукавит.
Стоит сейчас бензин 65-68 рублей за литр АИ-92 и около 60 рублей за литр А-92 на большинстве АЗС.
Солярку же даже в Якутске дешевле 78 рублей "днём с огнём" не найти.
В арктических улусах Якутии цена на соляру уже по 88 рублей за литр
у местного монополиста "Саханефтегазсбыт".
Но и это не предел, на федеральной трассе "Колыма" между Якутском и Магаданом в Усть-Нере коммерсанты без совести и страха отпускают дизтопливо на АЗС по 98 и даже по 107 рублей за литр.
Можно подумать, что да и бог с этой соляркой - это для тракторов и грузовиков. Что нам для легковых машин ваш дизель? Мы на бензине ездим, а цена у него нормальная.
Но дизтопливо - это грузоперевозки, строительная техники, работа ДЭС в труднодоступных районах, доставка продуктов и непродовольственных товаров.
Одним словом - логистика. Получается, что цена топлива напрямую отражается на стоимости всех товаров и услуг.
Теперь самое интересное, на Чукотке топливо стоит на 15-20% дешевле, чем в соседней Якутии.
Но на Чукотку не существует дорог, только зимники и доставка морем.
А Якутия связанна с остальной страной и круглогодичными дорогами и железнодорожным сообщением и морскими портами вдоль СевМорПути.
В Певеке на Чукотке стоимость дизтоплива по 66 рублей за литр на АЗС, а в соседнем якутском Черском, где есть такой же морской порт дизтопливо по 88 рублей за литр.
И это у местного топливного монополиста "Саханефтегазсбыт", который принадлежит республиканским властям и является госкомпанией.
Тему с топливом по дороге обсуждали со многими водителями-дальнобойщиками. Не у одного меня такие вопросы и не один я недоумеваю от этих цен.
Что не так с Якутией и как получается, что в этом регионе стоимость топлива из года в год является самой высокой в нашей стране?