Нет, я не про «Москвич 3». Пусть это останется на совести главного москвича. Меня больше интересует индустрия биологически активных компонентов и здорового питания, которая тоже очень сильно пострадала от санкций.
Многие инновационные субстанции западного производства вообще запрещены ко ввозу в Россию. Остальные – вроде бы и можно, но по факту из-за банковских и логистических проблем попробуй привези!
Казалось бы, вот он, золотой шанс для отечественных производителей, чтобы подтянуть свои компетенции и технологии и догнать сначала китайских, а потом и западных флагманов. Но нет, мы и здесь упражняемся в производстве пыли в глаза, хотя на словах здоровье нации – наш главный приоритет.
«Москвич» из Йошкар-Олы
Тем более что этот золотой шанс – далеко не первый. В 2014 году грянули первые санкции, и наша Компания «Сибирское здоровье» (Siberian Wellness) целенаправленно решила поддержать отечественных производителей. Ведь главная проблема в развитии опережающих технологий даже не столько в создании инновационного продукта, сколько в его широком сбыте, что позволяет удешевить его и получить конкурентную цену, сравнимую с лидерами рынка, вслед за чем и происходит дальнейший технологический скачок.
Вот и мы решили поддержать сбыт отечественного витамина С, заранее согласившись, что он будет стоить поначалу в 1,5 раза дороже швейцарского, не говоря уже о китайском. Не Бог весть какой инновационный продукт, конечно же, но надо же с чего-то начинать. И несколько лет мы исправно заказывали весь необходимый нам витамин С на предприятии «Марбиофарм» из Йошкар-Олы.
Правда, цена на него так и не снижалась, но даже росла. Ну что же, подождем еще – думали мы. А потом… вдруг выяснилось, что все ноу-хау этого единственного производителя витамина С в России заключалось в переупаковке готовой китайской субстанции. По крайней мере, для нас.
Кристально честный «Кристалл»
Судя по всему, чем-то подобным занимался еще один отечественный производитель, которого мы так долго поддерживали своими заказами, – ГосНИИ «Кристалл». В этом году он вдруг поднял цены на хелатные соединения минералов сразу в 2–3 раза! Якобы подорожали исходные компоненты.
То есть европейцы и китайцы как-то укладываются в 10–20% роста цены в связи со всеми мировыми неурядицами, а у нашего доблестного оборонного предприятия случилась какая-то неожиданная природная аномалия.
Но мы-то теперь прекрасно понимаем, что стоит за таким скачком цены на эти исходные компоненты. Ну либо это еще более отвратительный вариант в стиле упомянутого «Москвича 3» – госмонополизм в условиях, когда большинству заказчиков просто некуда податься.
Поэтому сегодня мы уже принципиально не работаем с государственно-бюрократически-демагогическими предприятиями. Вместо этого мы ищем энтузиастов-предпринимателей и вместе с ними стараемся создать и развить что-то по-настоящему интересное.
Запретный бета-каротин
Например, сегодня мы вместе с небольшой томской научно-производственной компанией завершаем испытания нового продукта на основе натурального бета-каротина из хвои, который по своим качествам и, главное, цене вполне сопоставим с ныне подсанкционным западным бета-каротином.
Параллельно с этим вместе с калининградскими предпринимателями мы пытаемся развить рынок отечественного коллагена морского происхождения, включая такую инновацию, как неденатурированный коллаген II типа.
Так что новые отечественные продукты у нас все же будут, но вот обещанного технологического прорыва мы пока не ждем. Все же мы вот уже почти 27 лет непосредственно в этой каше варимся, а не воздух с трибуны сотрясаем…
Невеселое заключение, или Допандемийный прогноз
В газете «Ведомости» от 2 марта 2020 года – а это одно из лучших (и тогда еще свободное) экономических российских изданий – был очень интересный прогноз экономиста К. Сонина относительно того, как отечественная экономика сможет пройти испытание коронакризисом.
Вот цитата: «В 2020 году экономика страны гораздо лучше защищена от внешних кризисов, чем в начале XXI века. Это отчасти результат тех же процессов, что привели к стагнации последнего десятилетия, – неэффективной национализации, масштабных инвестиций в нерыночное производство, изоляционистского и протекционистского регулирования, упора на поддержание занятости, а не на развитие и т. п. За протекционизм и изоляцию граждане платят более высокими ценами и более низким уровнем жизни, а страна в целом – растущим отставанием…»
И «Москвич 3», равно как и йошкар-олинский витамин С, как нельзя лучше подтверждает эти слова.