Найти в Дзене
Академик стар

От «Поправок» Джонатана Франзена к «Бесчестью» Джона М. Кутзее. Книжный клуб

«Хочешь изменить мир – начни с себя!» Это высказывание Льва Николаевича Толстого поставили мы во главу семейной саги американского писателя Джонатана Франзена. Для этого понадобился коллективный ум десяти книгочеев Книжного клуба и полтора часа обсуждения. И еще 25 часов в течение которых мы гуляли, занимались другой делами с книгой в ухе. Большая часть из нас роман слушала. Для многих не электронная, а аудиокнига стала в последние годы альтернативой бумажной книге. Глава семьи Альфред страдает болезнью Паркинсона, его жена Инид контролирует все его действия и уверена, что он катится к слабоумию, несмотря на то, что одно из его изобретений фармацевтический гигант уже почти воплотил в качестве революционного средства для лечения его болезни. И теперь задача детей записать его на клинические испытания «Корректола». «The Corrections» – так называется роман на английском языке. Средний сын Чип потерял профессорскую должность в колледже, соблазнив студентку, и его новая карьера сценарист

«Хочешь изменить мир – начни с себя!» Это высказывание Льва Николаевича Толстого поставили мы во главу семейной саги американского писателя Джонатана Франзена. Для этого понадобился коллективный ум десяти книгочеев Книжного клуба и полтора часа обсуждения. И еще 25 часов в течение которых мы гуляли, занимались другой делами с книгой в ухе. Большая часть из нас роман слушала. Для многих не электронная, а аудиокнига стала в последние годы альтернативой бумажной книге.

«Поправки» —Джонатан Франзен. 16 место в списке лучших книг ХХI века по версии The Guardian.
«Поправки» —Джонатан Франзен. 16 место в списке лучших книг ХХI века по версии The Guardian.

«Поправки». Почему автор так назвал семейную сагу о семье Ламбертов

Глава семьи Альфред страдает болезнью Паркинсона, его жена Инид контролирует все его действия и уверена, что он катится к слабоумию, несмотря на то, что одно из его изобретений фармацевтический гигант уже почти воплотил в качестве революционного средства для лечения его болезни. И теперь задача детей записать его на клинические испытания «Корректола».

«The Corrections» – так называется роман на английском языке.

Средний сын Чип потерял профессорскую должность в колледже, соблазнив студентку, и его новая карьера сценариста может прикрыться не начавшись.

…У меня к тебе большая просьба: подержи тут оборону, а я разыщу Иден, заберу у нее сценарий. Мне нужно срочно внести очень важные поправки.

Все свою историю Чип изложил в короткой заявке к сценарию, который писал последние месяцы, вчера сдал продюсеру, и сейчас ринулся вносить поправки. До разбора сценария у них не дошло. Может быть его везение в том, что он не дописал сценарий. Избежал плотного контакта с продюсеркой Иден, которая, на момент их знакомства...

«разобрала свою секретаршу на части и собрала заново, внеся существенные поправки»

Но важные поправки в дела брата уже сейчас пытается внести его младшая сестра. Чип задолжал ей чуть больше двадцати тысяч долларов и Дениз напоминает ему о правилах платить по счетам.

Сама Дениз – младшая их трех детей Ламбертов, модный шеф-повар, которая только что разрушила свою карьеру. Как вы думаете, далеко она ушла от брата? Да нет, и здесь, как когда-то сказал Толстой, тоже на первом месте «проблема спальни». А ежели в той спальне пребывает собственник знаменитого ресторана, в котором она работает, хотя гораздо чаще… Без спойлеров, Читайте.

Старший сын Ламбертов Гарри, внешне самый благополучный из всей семьи: банкир, женат отец троих детей. «Этот смутный объект желания» для Гарри слишком явен, он никого не представляет в своих мечтах других женщин, кроме жены. Кэролайн пытается внести поправки во все его дела и Гарри все чаще задает себе вопрос, не сводит ли его с ума удушающий брак.

На протяжении 4/5 романа автор, кстати, большой поклонник Толстого, рассказывает, что в семье Ламбертов все ее члены «несчастливы по-своему».

«Перепиши сценарий», – советовал мне в разных ситуациях старинный друг, врач-психотерапевт и большой поклонник теории игр Эрика Берна. Наши герои все время пытаются переписать сценарий и внести поправки в жизнь других, и не вспоминают толстовское — «начни с себя».

Ближе к финалу романа, когда Чип, пытаясь сохранить критическое отношение к ирреальной реальности, идет пешком по литовским полям к польской границе, он представляет себе тот самый так и не исправленный сценарий и начинает вносить в него правки.

Помните книгу и сериал «Ход королевы»? Юная шахматистка представляла на потолке шахматные фигуры и выигрывала сложные партии. Несостоявшийся профессор, но скорее всего, будущий успешный сценарист, представляет себе красный карандаш, которым правил ошибки своих студентов, теперь мысленно вносит правки в сценарий.

Чип понимает, хотя и не вербализирует, что корректуры требует не только текст сценария, который он наверняка напишет, но и жизнь. Что собственно и происходит, и его отношения с неврологиней, которая пришла консультировать отца, развиваются совсем по иному сценарию, чем его предыдущие романы. И уж точно не так, как те отношения со студенточкой Мелиссой, из-за которой он чуть не пустил под откос всю свою жизнь. Собственно пустил, но сумел выкарабкаться.

Подобная история приключилась с профессором их Кейптауна, героем романа «Бесчестье» Нобелевского лауреата по литературе Джона М. Кутзее, получившего за роман свою вторую Букеровскую премию.

Джон М. Кутзее роман «Бесчестье», Букеровская премия (1999).
Джон М. Кутзее роман «Бесчестье», Букеровская премия (1999).

Дэвид Лури — одинокий профессор филологии, чуть за пятьдесят, хорош собой, одинок. Также как и Чип, он чуть помог студентке Мелани, она пришла к нему в гости, а потом…

Где Америка, а где Южная Африка? Но сценарий один: взрослые дяденьки-профессора нарушив сразу несколько пунктов университетских Уставов, теряют должность и дальше…

Чип, герой романа «Поправки» считал что, «увольнение из университета – лучшее, что могло случиться с ним в жизни». Что думает по этому поводу Дэвид Лури из Кейптауна? Упав на самое дно и став нулем, начнет ли он подъем и новый отсчет от этого нуля?

Посмотрели фильм Тодда Филда «Тар» с Кейт Бланшетт в главной роли? Героиня (женский вариант Вайнштейна) в финале начинает новый отсчет с нуля.

Однакое, проблемы, которые ставит Джон М. Кутзее в романе «Бесчестье», намного шире. Аудиокнига всего 10 часов (в отличие от 25 часов «Поправок»). Сразу ищите бумажную или электронную книгу. Многое захочется перечитать, переосмыслить.

Джонатан Франзен — поклонник Толстого, а Джон М. Кутзее – Достоевского. Вопросов встает много: здесь вам и «преступление и наказание» и проблемы поколений, в которых дети отвечают не только за отцов, но и за праотцов. так же как

Роман Джона М. Кутзее экранизирован, в отличии от «Поправок», для съемок которых уже почти собрали звездный состав, но в итоге отказались от этой идеи. Не рекомендую смотреть фильм. Как Джон Малкович плакал в одной из сцен, забыть не возможно. Однако, в романе Кутзее каждая фраза останавливает и заставляет задуматься. Редкое удовольствие от чтения. Ни с чем не сравнимое.

Приятного чтения пожелать не могу. Он, пожалуй, еще более болезненно, чем в случае с романом «Поправки» Джонатана Франзена.

Джонатан Эрл Франзен (17 августа 1959) — американский писатель-романист. Роман «Поправки» принес сорокадвухлетнему Джонатану Франзену всемирную известность и поставил его в один ряд с классиками американской литературы. Книга разошлась миллионными тиражами, получила Национальную книжную премию США и была переведена на 35 языков.

Джон Максвелл Кутзее (9 февраля 1940) — южноафриканский писатель, критик, лингвист. Первый писатель, дважды удостоившийся Букеровской премии (в 1983 году за роман «Жизнь и время Михаэла К.» и в 1999 году за роман «Бесчестье»). Лауреат Нобелевской премии по литературе 2003 года.

Креативный кластер л52. Здесь проходят встречи Книжного клуба. Н.Маньшина
Креативный кластер л52. Здесь проходят встречи Книжного клуба. Н.Маньшина

Приходите поговорить о романе «Бесчестье» Джона М. Кутзее.

19 мая, Креативный кластер Л52 (проспект Ленина,52).

Подписывайтесь, после встречи расскажу, что прочли между строк книгочеи нашего Книжного клуба.

© Надежда Маньшина