В комментариях к предыдущим статьям о Русском бале, а их уже одиннадцать, меня не раз спрашивали о том, где сейчас находятся костюмы, в которых блистали его участники. Эта статья – ответ на вопрос. Ссылки на все статьи о Русском бале – внизу.
***
Из более чем 400 костюмов в той или иной степени сохранились только 12: костюм императора Николая II в Оружейной палате Московского Кремля, костюм великой княгини Марии Павловны в Государственном музее истории Санкт-Петербурга и десять костюмов – в Государственном Эрмитаже.
Подавляющее большинство костюмов бесследно исчезло в постреволюционные годы.
Именно тогда появился термин «временное пользование», над которым я очень смеялась, когда смотрела «Зеленый фургон». Бытовые предметы из дворцов «бывших» выдавались в пользование рабочим и служащим в качестве компенсации заработной платы, а то и просто так. И это, не говоря о простом грабеже.
После национализации частной собственности в России был создан Государственный музейный фонд, на склады которого свозилось большое количество дворянского имущества для распределения между различными организациями Петрограда. По большей части это был очень бессистемный процесс.
Какое-то время после революции были популярны так называемые музеи дворянского быта, создаваемые во дворцах изгнанной знати. Но потом рабоче-крестьянский люд насмотрелся, и дворянско-бытовые музеи начали один за другим закрываться, а их содержимое – продолжать свой путь кто в забвение, а кто – на вечную жизнь в музеи.
Счастливчики пополняли фонды созданного при Государственном Русском музее Историко-бытового отдела. Позже он стал частью выделившегося из Русского музея Государственного музея этнографии. Именно оттуда в Государственный Эрмитаж поступили костюмы, вывезенные из Зимнего, Ново-Михайловского дворцов и дворцов Юсуповых, Голицыных и Бобринских.
Давайте посмотрим на сохранившиеся костюмы.
Самая счастливая судьба у костюма императора Николая II.
После бала и фотосессии он был отправлен в Оружейную палату Московского Кремля, где благополучно хранится до сих пор.
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится костюм великой княгини Марии Павловны.
Он поступил в музей в 1963 году и был атрибутирован как театральный костюм. И только в 2002 году костюм изучили более тщательно и определили его настоящее назначение. Костюм состоит из летника и оплечья, отделанного искусственным жемчугом. Он был изготовлен портнихой Императорских театров Евдокией Ивановой. После бала костюм, по всей видимости, хранился во Владимирском дворце, а в 1920 году был отправлен в костюмерную Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр), откуда его и передали спустя 43 года в Музей истории Санкт-Петербурга.
А теперь перейдем к эрмитажной десятке. Большинство из этих костюмов поступили в Эрмитаж в 1946 году из Исторического отдела Музея этнографии народов СССР.
Это костюмы императрицы Александры Федоровны, великой княгини Марии Георгиевны, великой княгини Ксении Александровны, светлейшего князя и светлейшей княгини Голицыных, князя и княгини Юсуповых, герцога Мекленбург-Стрелицкого и его морганатической супруги Натальи Федоровны Карловой и графа Алексея Бобринского.
Большинство костюмов представляют собой не полный комплект.
Костюм императрицы Александры Федоровны состоит из платна, короны и туфелек. Бармы, убрус и рясны утрачены.
Костюм великой княгини Марии Георгиевны под названием «Крестьянка из города Торжка» состоит из сарафана, рубахи и душегреи.
От костюма светлейшего князя Дмитрия Борисовича Голицына «Сокольничий царя Алексея Михайловича» сохранились кафтан, шапка и кушак.
Костюм его жены светлейшей княгини Екатерины Владимировны Голицыной представлен нижним платьем с вышитыми запястьями и опашнем с нашивками из золоченого шнура с кистями.
На фото с бала костюм к тому же богато украшен мехом. Сейчас мех отсутствует.
Скромный кафтан представляет оставшуюся часть костюма стремянного царя Алексея Михайловича, который носил на балу герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий.
Его морганатическая супруга графиня Наталья Федоровна Карлова была на балу в костюме боярыни XVII века, от которого сохранился шитый золотой нитью летник с роскошными вышитыми вошвами.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова надела на бал приталенный сарафан, украшенный самоцветами, для которого были сшиты две рубашки с разными рукавами.
В Эрмитаже сохранился ее сарафан, но складывается впечатление, что рукава к нему пришиты.
Костюм князя Феликса Феликсовича Юсупова представлен кафтаном и перчатками.
В наиболее полном объёме сохранился костюм графа Алексея Алексеевича Бобринского: верхний и нижний кафтаны, сапоги, перчатки и кушак.
Долгие годы считалось, что от костюма великой княгини Ксении Александровны сохранился только опашень и бармы, расшитые искусственным жемчугом.
Именно они представлены сейчас в Эрмитаже.
Но в декабре прошлого, 2022 года, в фондах Омского историко-краеведческого музея был обнаружен кокошник от маскарадного костюма Ксении Александровны. На самом деле, он поступил в Омский музей из Государственного музейного фонда в 1927 году, но лишь сейчас благодаря историку традиционного народного костюма Андрею Боровскому была установлена его принадлежность к костюму великой княгини.
Сейчас кокошник проходит экспертизу ткани для установления даты изготовления, а затем ему предстоит реставрация. Останется ли кокошник в Омском историко-краеведческом музее или воссоединится с костюмом Ксении Александровны в Эрмитаже, неизвестно.
И если уж речь зашла о кокошниках, то стоит добавить, что в Эрмитаже находится кокошник Надежды Владимировны Безобразовой. Это единственная сохранившаяся деталь ее маскарадного костюма.
Все «эрмитажные» костюмы сейчас находятся в постоянной экспозиции Реставрационно-хранительского центра «Старая деревня» и периодически участвуют в тематических выставках.
Следующая статья будет посвящена колоде карт «Русский стиль».
Источники:
Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета. Выпускная квалификационная работа Анисимовой М.В. «Судьба вещей: Маскарадные костюмы к балу 1903 года»
World Fashion Channel. Проект «Модный гид». 7 серия «Эрмитаж и костюмы Бала 1903 года»
Сайт Государственного Эрмитажа
Сайт Оружейной палаты Московского Кремля
Сайт Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Сайт «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой»
Сайт ГТРК «Иртыш»
Предыдущие статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская» «Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм
«Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Бояре
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Сокольничие, постельничие, воеводы и прочие
«Русский бал» 1903 года. Красны девицы, молодки и боярыни
«Русский бал» 1903 года. Кокошники и украшения
«Русский бал» 1903 года. Гетман, казаки и татарин
«Русский бал» 1903 года. Альбом бала и другие фотографии