– С каким чувством в идеале человек должен подойти к Светлому Христову Воскресению?
Отец Андрей:
– Как труп. Измученный – в ноль. Избитый. Как человек, которого разбойники избили. Тот, которого добрый самарянин берет на осла, моет ему раны и завозит в гостиницу. То есть, совершенно избитый, измочаленный, уставший. Ничтожный. Ничего не могущий. Ничего не получилось. В очередной раз... Короче – пустой. Ноль.
Но потом... «Христос Воскресе!» И ты наполняешься жизнью, которую не от тебя, которая с Небесе. Потому что Бог не наполняет полных. Он наполняет пустых. А мы полны. Ерундой всякой. Кто-то полон сам собой. Кто-то полон знаниями. Кто-то полон блудной гадостью. Кто-то полон мечтаниями, что он в этом мире будет самый большой бугор. Полон человек грехом. Глупостями полон. А надо, чтобы он был насыщен ранами. Как Иисус на кресте. Надо насытиться слабостью своей. Надо прийти к порогу своей слабости – а я не могу. Я пустой. Я ничтожный. Я никто. Но я верую. Верую, Господи, помоги моему неверию. Вот таких людей Господь Своей Пасхой наполняет и исцеляет. Надо пустым прийти. Пустым и израненным прийти к Христову Воскресению.
Короче – к Пасхе нужно прийти как с битвы.
Пост должен быть битвой, а в битвах никогда не бывает, что ты только выигрываешь. Нужно с тумаками, с ударами, с чувством слабости, изможденности прийти к Пасхе.
Да. Именно так.