Найти тему
Об этом не говорят

Битва за энергетическое влияние в Центральной Азии в самом разгаре

Такие статьи в западных изданиях указывают на то, что они пристально следят за тем, что происходит в Центральной Азии и не спускают с неё глаз.

Как пишут, в феврале 2023 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил о выделении более 1 млрд. долларов на развитие энергетики для удовлетворения потребностей страны в отоплении и электричестве. При этом, хотя Россия считается ключевым игроком в снабжении Ташкента столь необходимыми ему нефтью и природным газом, Узбекистан также надеется улучшить энергетические связи со своими соседями, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Москвы.

По правде говоря, расположенный в самом сердце Центральной Азии, по соседству с Афганистаном и в непосредственной близости от России, Узбекистан занимает ключевое положение в регионе. Кроме того, большое население в сочетании с обильными энергетическими ресурсами и золотыми приисками делает страну экономически важной для ее соседей. Узбекистан во главе с президентом Шавкатом Мирзиёевым стремится играть более весомую роль в Центральной Азии, балансируя между крупными державами — Россией, Китаем и США.

Ташкент опасается чрезмерно полагаться только на одну из этих держав, стремясь вместо этого попытаться стравить их друг с другом в регионе. Основная цель внешней политики Мирзиёева — способствовать созданию независимого суверенного государства, которое может оказывать влияние в том числе на мировые процессы. Согласно официальным документам, опубликованным в этом году, Узбекистан стремится стать демократическим государством, у которого сложились гармоничные отношения со своими соседями.

Ранее, в июле 2019 года, Мирзиёев подписал указ, в котором объявил о мерах по стабилизации и развитию экономики. В документе также изложены новые обязательства по обеспечению постоянного снабжения домохозяйств энергией, а также дальнейшему развитию нефтегазовой отрасли Узбекистана. В указе Ташкент обязался повысить эффективность разведки ископаемых видов топлива и сделать управление отраслью прозрачней. Частично благодаря этим мерам в 2022 году экономика Узбекистана выросла на 5,7 процента. В частности, промышленное производство выросло на 5,2 процента, строительство - на 6,6 процента, сфера услуг - на 15,9 процента. Кроме того, по сравнению с торговлей в 2021 году, внешняя торговля Узбекистана выросла в 2022 году на 18,6 процента.

В январе 2021 года опубликован указ президента Узбекистана о «Годе поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». В рамках этого указа Министерству энергетики Узбекистана было поручено реализовать необходимые меры по разработке дорожной карты или рыночных механизмов, необходимых для увеличения производственных мощностей и реабилитации существующих газовых месторождений. Поэтому, начиная с 1 августа 2021 года, производственные предприятия в Узбекистане получили дополнительные средства для закупки электроэнергии и импорта газа по мере необходимости. Алексей Миллер, генеральный директор российского газового гиганта «Газпром», подписал соглашение о сотрудничестве с энергетическим сектором Узбекистана, уделяя особое внимание развитию новой инфраструктуры для увеличения добычи газа.

Совсем недавно Узбекистан пережил серьезный энергетический кризис, вызванный ростом населения, старением инфраструктуры и ограниченностью природных ресурсов. Кроме того, страна полагается на природный газ для удовлетворения 80 процентов своих внутренних потребностей в электроэнергии, чему серьезно препятствуют западные санкции в отношении России. Объявленный энергетический пакет на сумму более 1 миллиарда долларов направлен на развитие возобновляемых источников энергии для смягчения последствий кризиса. Первоначальные меры направлены на изучение возможности установки солнечных панелей на высотных зданиях, государственных учреждениях, промышленных парках, парковках и водонапорных башнях в Ташкенте. Холода в декабре 2022 года привели к перегрузке энергоснабжения Узбекистана и привели к массовым отключениям электроэнергии по всей стране. В результате активно принимаются меры по предотвращению кризиса в будущем, включая переоценку энергетических отношений с Кремлем.

Со своей стороны, с ноября 2022 года Россия постоянно предлагала создать трехсторонний газовый союз с Узбекистаном и Казахстаном. Российская сторона оговорилась, что предложение не означает поставки газа в обмен на политические условия, а скорее направлено на «согласование коммерческих интересов». Тем не менее, и Узбекистан, и Казахстан по-прежнему настороженно относятся к такому соглашению [
да-да, потому делегации этих двух стран друг за другом катались в Москву и обратно]: Астана выражает обеспокоенность по поводу независимости своей энергетической отрасли, а Ташкент предпочитает вместо этого рассматривать отношения на двусторонней основе.

По данным Государственного комитета по статистике Узбекистана, в 2022 году товарооборот между Россией и Узбекистаном увеличился на 23 процента, при этом общая сумма товарооборота между Россией и Узбекистаном составила 9,28 миллиарда долларов, при этом Россия стала крупнейшим торговым партнером Узбекистана. В сфере энергетики в январе 2023 года Мирзиёев и президент России Владимир Путин договорились о расширении сотрудничества между двумя странами, особенно в развитии новых топливно-энергетических комплексов. Кроме того, стороны договорились о поставке увеличенных объемов российского газа по газопроводу Средняя Азия-Центр, который проходит через Казахстан.

Расширение присутствия России на энергетическом рынке Узбекистана принесет Москве выгоду не только в виде экспортных доходов, но и в плане укрепления отношений с Ташкентом. Тем не менее, правительство Узбекистана по-прежнему остро осознает опасность чрезмерной зависимости от России.

Как недавно отметил ташкентский экономист Анвар Назиров:

«Россия грубо вмешивается в дела стран Центральной Азии».

И даже оказывая давление на Туркменистан, чтобы тот не поставлял газ в Узбекистан. Таким образом, Ташкент принимает необходимые меры для расширения энергетических связей со своими соседями, заключая соглашения с Туркменистаном, Казахстаном и Кыргызстаном об импорте большего количества угля, природного газа и солнечной энергии.

В целом представляется вероятным, что Россия активизирует свои усилия по проникновению на энергетические рынки Центральной Азии [
процесс идёт уже во всю], поскольку Москва эффективно переориентирует свою промышленность на восток. В то время как Узбекистан обратился к России за решением своих энергетических проблем в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе Ташкент стремится углубить связи с другими державами в регионе, включая Китай. Это создало напряженность в отношениях между Россией и Узбекистаном, поскольку Москва стремится сохранить свое влияние в регионе за счет увеличения инвестиций и расширения торговых связей. Поскольку энергетический кризис в Узбекистане продолжается, еще неизвестно, сможет ли Ташкент эффективно управлять энергетическими отношениями с Москвой, или же Кремль будет только сильней привязывать к себе Узбекистан.

Да, на Западе внимательно наблюдают за тем, что происходит в Центральной Азии, но, судя по всему, чутка не успевают за действиями России.