Советские партийные и хозяйственные руководители после того, как ни столкнулись с хлебозаготовительными кризисами середины - второй половины 1920-х годов, ломали голову над выходом из положения. А от Маркса (которого был ими превратно понят) они уяснили, что будущее за большими промышленными предприятиями.
Что объединило классовых врагов
Где большие - там и гигантские, чего уж мелочиться. Однако оставим на время иронию. В конце 1920-х никто толком не знал, могут работать сверхкрупные сельскохозяйственные "монстры" или это изначально плохая идея. Что уж там говорить - даже в самой Америке - в этом "Святом Граале" капитализма - и там вынашивали те же мысли. Среди части заокеанских интеллектуалов стала модной мысль о создании крупных агрохозяйств, работающих по примеру промышленных заводов.
Проблема состояла в том, что проверить их эффективность в Америке было абсолютно невозможно, ибо при частной собственности на землю кто бы предоставил этим интеллектуалам огромные территории под далеко не бесспорные эксперименты. Таких там не нашлось.
С почином вас, товарищи!
А вот в Советском Союзе эти идеи были восприняты с восторгом, ибо отвечали всеобщей парадигме большевиков на создание всяких там "трудармий" и прочих способов массового использования коллективного труда.
Короче, сговорились на том, что земля и трудовые ресурсы будут наши, а техника, специалисты и семена (насчет семян нужно уточнить) - буржуйские, то бишь американские. И во на целинных землях юга России развернулся невиданный эксперимент – там стали появляться гигантские совхозы. Из Америки для осуществления эксперимента прибыли сотни специалистов.
Ужастики от историка
Вот что рассказывает о быте этих совхозов историк Александр Никулин:
"Все эти гигантские совхозы, как вспоминал один из американских участников о них, в бытовых условиях представляли собой "бродячий цирк", т.е. в буквальном смысле стояли гигантские армейские палатки, в которых жили десятки рядовых сотрудников, американских и российских, были сделаны самодельные душевые кабинки из баков индустриального производства, отхожие места тоже шокировали американцев, которые, как правило, представляли из себя импровизированные вырытые кучи, куда на жердочке надо было пробраться, сидеть и, не дай бог, туда свалишься и упадешь".
Конечно, избалованных цивилизацией американцев эти легкие неудобства пугали, но российская сторона воспринимала их как данность и даже готова была в стихах воспевать трудности строительства коммунизма.
Верблюд №2
Пожалуй, самым примечательным сельскохозяйственным предприятием нового типа стал совхоз с забавным названием "Верблюд", организованный в 1928 году. Находился он в Ростовской области и его площадь достигала почти 200 тысяч гектаров земли! Это очень, и очень много, поверьте на слово.
Официально названное предприятие именовалось "Учебно-опытный зерносовхоз №2", но все называли его "Верблюдом". Вряд ли в это название намеревались вложить что-то оскорбительное. Как сказано на сайте одного из ростовских ресурсов,
"изначально Верблюдом именовалась железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги. По рассказам старожилов, необычное имя придумали в 1916 году рабочие новой железнодорожной линии, связывающей Ростов и станцию Торговую (сейчас это Сальск), строившие разъезд. Они были удивлены, увидев бескрайнюю степь и отдыхавших в ней верблюдов".
Сизифов труд
Проблема обозначилась в другом - работе огромного коллектива "совхозников" подспудно ощущался элемент "сизифова труда". Американцы даже сложили про "Учхоз Совхоз №2" шутливую песнь, смысл которой сводился к тому, что оказавшись в совхозе, верблюд №2, ты никогда уже не станешь богатым, сукин сын, ведь ты теперь в совхозе.
Работа в "Верблюде" выглядела как крупномасштабное наступление Красной армии. По бескрайним землям агропредприятия шли, коптя небо дымом, тракторные колонны. За ними следовали автомобили и комбайны, а между колонами на лошадях появлялись то тут, то там так называемые "технические адъютанты", на которых лежала ответственность за координацию действий по вспашке или по уборке.
Конец совхозной гигантомании
Когда первая пятилетка подходила к концу, даже в верхах стало ясно, что задумка с гигантскими совхозами полностью себя исчерпала. В первые годы урожайность в районе превышала 100 пудов с десятины, а валовой сбор достигал почти 10 млн пудов. Но дальше целинные земли стали резко терять плодородие. Нужна была более тонкая обработка почвы, обеспечить которую техника того времени (даже американская) не могла. Отдача от совхозов-гигантов резко снижалась, а их ресурсоемкость по-прежнему оставалась высокой.
Кроме того, стало понятно, что эффективно управлять и контролировать гигантские сельхозпредприятия практически невозможно. В итоге, было решено совхозную гигантоманию прекратить, а американцев использовать на других участках работы.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору