Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Среди кинематографистов буржуазных стран немало таких, которые ставят силу экрана на службу империалистической идеологии и пропаганде"

«Больший драматизм приобретает тот факт, что среди кинематографистов буржуазных стран немало таких, которые ставят силу экрана на службу империалистической идеологии и пропаганде. И это не только продажные души из третьестепенных ремесленников типа авторов недавнего фильма «Дикие гуси», в котором воспеваются белые наемники, помогающие расистской ЮАР, а кубинцы изображаются как воплощение коварства и жестокости в «борьбе с африканцами».

Из недавней истории буржуазного кино мы знаем, что знаменитый американский актер ставший режиссером, Джон Уэйн, поставил фильм «Зеленые береты», открыто прославлявший «героев» американской агрессии против вьетнамского народа.

Билли Уайлдер поставил «Раз, два, три», Альфред Хичкок — «Топаз», Анри Верней — «Змею», фильмы клевещущие на советскую внешнюю политику. Все это 60-е годы.

В 70-е годы появляются новые тенденции в кинематографе обслуживающем пропагандистские надобности империализма. Сюжеты и мотивы из арсенала экранного антисоветизма и антикоммунизма переходят из «бондиады» в фильмы о катастрофах и «звездных войнах».

На экраны Америки и Западной Европы выходит «Штайнер — железный крест»: идеализированно показывая сержанта гитлеровской армии, воюющего где-то под Новороссийском, фильм Сэма Пекинпа оказался в одном ряду с десятками менее заметных и не столь умелых по искусству лент, направляемых подлой и хитрой мыслью о том, что если «очистить» вермахт от «крайностей» эсэсовщины, эта армия мужественных и опытных солдат может хорошо послужить «Западу» в военном противостоянии «Востоку».

Майкл Чимино ставит фильм «Охотник на оленей», в котором несчастья трех американцев, участников агрессии, попавших в плен к вьетнамцам, изображаются сентиментально, сочувственно, а вьетнамцы представлены как изощренные истязатели военнопленных: в фильме вполне отчетливо просматриваются расистские мотивы.

По разным причинам помогают «холодной» и «психологической» воине буржуазные кинематографисты. Одни — по убеждению. Другие — по циничному расчету: деньги не пахнут. Третьи дали себя сломать...

Но в распространении выгодных реакции идеи участвуют не только убежденные трубадуры милитаризма, не только продавшиеся и сломленные. Нередко бывает, что им подыгрывают художники которые заблудились в лабиринтах ложных идей буржуазного индивидуализма буржуазного понимания демократии или подпали под влияние пропагандистских воплей о «советской военной угрозе».

Не помогают, а мешают нравственному обеспечению антимилитаристской активности и те художники которые уверовали в концепции, представляющие жизнь как непреодолимый хаос, человека — как безнадежно испорченное существо: основанная на такого рода концепциях философия поведения делает людей покорными рабами обстоятельств, создаваемых хозяевами собственного общества.

Кинематографист, давший себя обмануть ложными идеями, почти неизбежно становится пусть и невольным, но вполне опасным пособником реакционных сил Ведь его профессия такова, что он постоянно «тиражирует» себя, свои верования. И свои заблуждения—тоже» (Караганов А. Задача самая важная // Советский экран. 1982. № 6. С. 1).