Ансамбль храмов и прочих зданий Николо-Теребенского монастыря, окруженных оградой с угловыми башнями, окончательно сформировался в конце XIX столетия со строительством новой Благовещенской церкви с южной стороны Никольского собора. Нарядный, многокупольный храм украсил монастырскую территорию рядом с классическим Никольским собором и удачно вписался в облик монастыря.
В 1910 г. страховые ведомости так описывали храмы и здания Николо-Теребенского монастыря. Среди них конечно же Никольский собор и Сретенскую надвратную церковь.[1] Отдельно внимание было уделено новой тёплой церкви. «Благовещенская церковь теплая, каменная, на каменном цоколе, внутри и наружи отштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою, - писали составители страховых ведомостей. – Длиною 13 сажен, шириною 7 сажен и высотою 11 арш. На церкви одна глава. Окон 15 больших и 8 в куполе малых. Дверей 1 входная, створчатая железная и 2 внутренних створчатых. Печей 1 калориферная. Иконостасов 3. Средний шириною 6 аршин, высотою 7 аршин, оценен в 1000 рублей. Боковая по 8 аршин ширины и 4 аршина высоты и оценены по 500 рублей каждый. Церковь построена в 1881 году. Оценена вместе с иконостасами 20000 рублей. Состоит от Никольской церкви к югу на расстоянии 11 саженей».[2]
Однако, такой архитектуры Благовещенская церковь была не всегда. В музее архитектуры им. А.В. Щусева хранится негатив с фотографии 1920-х гг., которой запечатлен образ Святителя Николая, молящегося на фоне Николо-Теребенского монастыря.[3] Образ принадлежит кисти Григория Сороки и на нем, следуя принципам Венециановской школы, художник изобразил с точностью до детали облик Николо-Теребенского монастыря с новым Никольским собором 1838 г., а так же с прежней Благовещенской церковью. На картине храм представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный одной главой-луковицей. С востока видна более низкая полукруглая апсида.
Облик храма, изображенного на картине с видом монастыря, соответствует описи 1863 г. «Церковь Теплая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, - описывали храм современники, каменная с братскою трапезою и службами пространством в длину двадцать сажень, в ширину семь сажень, с двумя аршинами, с одною же братскою трапезою занимает пространство в длину двенадцать сажен с аршином, а в ширину пять сажен. Стены церкви внутри и снаружи отштукатурены и выкрашены снаружи светло-голубою краскою, а внутри покрыты разными колерами, окна отделаны под мрамор из алфреска, в куполе церкви изображен Господь Саваоф с ангелами, карниз отделан с медалионами под коим по приличным местам поставлены на цокуль колонны и между простенками написаны церковные трофеи. Арка отделяющая церковь от трапезы расписана приличною уборкою. На трапезном своде написана картина Благовещения Пресвятыя Богородицы и другая, на которой изображена песнь Богородицы: «Величит душа моя господа» и проч. На своде боковых стен четыре картины: четырех евангелистов, в средине западной стены картина мытаря и фарисея, с приличною уборкою рам около картин.
Внутри церкви пол деревянный, крашеный, шесть окон с двойными рамами и железными решутками. В церкви два клироса деревянные окрашены снаружи голубою краскою. Крыша на церкви и находящихся в связи с нею зданиях железная, окрашенная медянкою. На главе крест железный четвероконечный, вызолоченый на гульфарбу и укрепленный четырьмя железными цепями. Входныя двери с двух сторон – северной и южной створчатыя деревянныя обитыя железом, за сими дверьми находятся во входах стекляныя створныя двери с личинами и задвижками.
Алтарь полуциркульный, пространством от горняго места до царских врат три сажени с аршином в нем три окна с двойными крашенными рамами и железными решетками, в нем пол деревянный, крашеный, стены покрыты краскою бранчвейном, окна расписаны под мрамор на алфреско: арка отделяющая олтарь от церкви расписана уборкою. В куполе алтаря изображены Святая Троица, в простенках между окнами написаны четыре картины: Василия Великаго, Иоанна Златоустаго, несение креста Господом Иисусом, Авраам приносит в жертву сына своего Исаака, вокруг картин рамы с уборкою».[4]
Заслуживает внимания и тот факт, что аналогичной формы церковь написана на картине «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», хранящейся в Спасском храме с. Венецианово и приписываемой кисти А.Г. Венецианова. Тематика картины – похвала и моление Божией Матери как нельзя кстати подходит к престольному празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме Николо-Теребенского монастыря, где часто бывал художник. Одна лишь небольшая деталь отличает храм на этой картине от Благовещенской церкви – глав там изображено пять, в остальном все соответствует оригинальному храму.
История Благовещенской церкви.
Впервые о престоле Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре мы узнаем из столбцов, хранившихся в архиве Николо-Теребенского монастыря. В декабре 1687 г. «бил челом» к преосвященному митрополиту Великого Новгорода Корнилию строитель Теребенской пустыни старец Мисаил с братиею о том, что в Никольском каменном храме нет грамоты на освящение Благовещенского придела.[5]
История же храма с полотна школы А.Г. Венецианова началась во времена Петра Великого. Судя по надписи, выбитой на камне на алтаре Благовещенской церкви, начали строить её «в лето от Создания Мира 7214-е, а от Рождества Христова 1706-е» 1 июня.[6] Однако, первоначально престол храма посвятили чтимому в этих краях святому праведному Иакову Боровичскому. Строили храм «при архимандрите Тарасии с братиею подаянием христолюбивых людей всякого чина» и завершили постройку мая 2 дня 1710 г.
В документах монастыря сохранилась челобитная Новгородскому митрополиту Иову от архимандрита Тарасия с братиею, в которой он писал, что «в прошлые годы во их Николаевском Теребенском монастыре была церковь деревянная во имя святого праведного Иакова Боровицкого Новгородского чудотворца и… сгорела». На построение нового храма «братия и христолюбивые людие по благочестию своему и по великому усердию на церковное строение учинили денежный сбор», посему «архимандрит с братиею имеют намерение и обещаются на том прежнем церковном месте построить церковь во имя святого и праведного Иакова Боровицкого и Новгородского чудотворца каменную с трапезою».[7] Митрополит Иов благословил постройку храма «с трапезою и хлебней», а так же благословил архимандриту освятить храм после постройки «по чиноположению и по требнику».[8]
Заложенный в честь св. Иакова Боровицкого храма уже в 1719 г. значится как Благовещенский. «А в той пустыни три церкви каменные, соборная во имя Николая Чудотворца, да церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, да церковь Александра Свирского Чудотворца», - записано в сведениях о количестве церквей и духовных лиц при Николаевской пустыни.[9]
Строитель Николо-Теребенского монастыря иеромонах Илиодор указывает, что «теплая церковь стоящая по средине, на правой стороне собора, каменная, с трапезою, со службами и кельями на верху, бывшая сперва во имя Праведного Иакова Боровицкого, а ныне, неизвестно впрочем когда, переименованная во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы».[10] Однако, мы можем сказать, что переименование престола тёплого храма произошло между постройкой в 1710 г. и описью 1719 г.
В описи 1863 г. указаны росписи, которые появились в храме уже в XIX столетии. Изначально Благовещенская церковь выглядела куда скромнее. «Теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы каменного строения. В ней царские двери и иконостас столярной работы, резногладкие, золоченые с написанием Благовещения Пресвятыя Богородицы и Евангелистов писаны красками. Над царскими дверьми Вечеря Господня писана красками. Сверху в иконостасе три пояса… На той церкви глава опаяна белою жестью, крыта тесом, на ней крест позолочен. При той церкви трапеза, на ней при приходящих дверях сделан новый иконостас столярной работы с образами и живописан»[11], - так описывался храм в 1792 г. Дополняет описание архитектуры Благовещенской церкви указание, что «при церкви… трапеза, при ней хлебня и квасоварня, вверху четыре кельи крыты тесом».[12]
В 1806 г. в виду ветхого состояния деревянной тесовой кровли на Благовещенском храме «с трапезою и кухнею» строитель пустыни иеромонах Савватий с братией просил разрешения перекрыть кровлю храма.[13] Тверской архиепископ Мефодий позволил это сделать 16 апреля и разрешил использовать 250 руб из монастырских денег. Однако, перекрытие крыши обернулось полноценным ремонтом храма. Через год иеромонах Савватий писал, что «для прочности же и лучшего благолепия желательно оную крышу покрасить, к чему нужно масла конопляного двадцать пять пудов, которое где и куплено и заплачено с поставкою на место девяносто три рубля сорок копеек, краски мумий, которая имеется у нас в монастыре, белил полпуда и сурику девять фунтов».[14]
Через десять лет тесовую кровлю разрешили перекрыть железом. Строитель Теребенской пустыни иеромонах Макарий испросил благословения перекрыть кровлю на двух монастырских храмах в честь Александра Свирского и Благовещения Пресвятой Богородицы, что ему и было позволено сделать.[15] Однако, крышу в 1817 г. покрыли только над основным храмом, а трапезная и «хлебная келья» остались под тесовой кровлей. Иеромонах Макарий в августе 1818 г. отчитался о проделанных работах по покрытию обоих храмов, от которых осталось ещё 80 листов железа. В своём прошении он указывал на необходимость приобрести ещё 1200 листов и просил разрешения покрыть оставшиеся помещения трапезного храма.[16] Разрешение вскоре было получено.
Не исключено, что великого русского художника А.Г. Венецианова и круг его учеников связывают с обителью живописные работы, производившиеся в Благовещенской и Сретенской церквях в 1820-1821 гг. В своих письмах начала 1820-х гг. А.Г. Венецианов указывает: «с тех пор, как мы простились в Братском, я нигде, кроме разу, одного разу в Поддубье не был, потом в Теребенях с Петром Ивановичем».[17]
О живописном убранстве Сретенского храма мы поговорим отдельно. Однако, в том же деле, которое было начато по ремонту Сретенского храма и устройству нового иконостаса есть и история создания живописи в Благовещенской церкви. Одновременно с прошением на работы в Сретенском храме, строитель пустыни иеромонах Серафим 31 января 1820 г. представил и рисунок для иконостаса Благовещенской церкви, а так же указал на то, что «сделанный с давних времен и самой чистой столярной работы иконостас от долговременности потускнел, и образа в нем находятся неискуснописанные, да и те потемнели».[18] В ходе работ иеромонах Серафим планировал сделать новый иконостас и «образа написать вновь лучшею живописью», а так же предполагал «за нужное написать стенное писание по местам штук до семи».
17 февраля архиепископ Филарет рассмотрел план предполагаемого иконостаса и раскритиковал его: «И в сем иконостасе много мудрования, а мудрости мало». Иеромонах Серафим, получив разрешение на одни работы, тут же дополнил их и другими. «В Благовещенской же церкви так как в теплой в зимнее время все формально святое богослужение, в оной же церкви и по прежнему указу надобно переделать окна, и отщекотурить, да и желательно всем оную церковь неплохо монастырю, но и постронним усердным вкладчикам возобновить переделкою вновь иконостаса, и по местам расписать, как будет возможно и прилично»[19], - писал он. И в апреле он все же добился своего. Ему разрешили не только сделать все запланированное по окнам и штукатурке и росписям, но и по «представленному рисунку переделать, а потом расписать и раззолотить» иконостас.[20]
В ходе ремонта храма пришлось снять полы в алтаре, а так же просить, что бы разрешили убрать престол и жертвенник, что неминуемо вело к новому освящению храма. Наконец, в мае 1821 г. все работы были окончены. «Благовещенская теплая церковь в здешней Теребенской пустыни возобновлена, то есть окна в ней переделаны, иконостас новой, образа написаны на старых досках новые, резьба вызолочены, по местам учининено по новой щекотурке стенное писание с приличною уборкою, престол и жертвенник сооружены в надлежащую пропорцию».[21]
Владыка разрешил освятить обновленный храм самому иеромонаху Серафиму, что и было сделано 23 июня 1821 г.[22]
Однако, время шло, храм ветшал и настало время его заменить на новый.
[1] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65-65 об.
Церковь в честь св. Николая холодная, каменная, на каменном цоколе, внутри и снаружи отштукатурена, покрыта железом окрашенным зеленою краскою. Длина церкви вместе с колокольнею и алтарём 20 сажен; ширина наибольшая 11 сажен и высота до верху карниза 6 сажен. На церкви одна глава большая и 4 маленьких. Окон 22 больших, в куполе 12 и в малых главках 16. Дверей 3 наружных железных, 3 внутренних створчатых и 3 на паперти створчатых деревянных. Иконостасов 3. Главный шириною 10 сажен, а высотою 8 аршин. Оценен в 5000 рублей. Боковые в придельной церкви по 13 аршин ширины и 7 аршин высоты и оценены по 1500 рублей каждый. При церкви колокольня 2-х ярусная высотою 16 сажен. Церковь отстроена в 1830 году. Оценена вместе колокольнею и иконостасом в 40000 рублей…
Сретенская церковь над вратами каменная, крыта железом, с иконостасом 1, шириною 6 аршин и высоты 4 аршина, оценен в 200 рублей. Церковь длиною 6 сажен, шириною 6 сажен и высотой 11 аршин. Дверей 1 входная деревянная. Печей 2 изразцовых. Расстоянием от церкви в честь св. Николая к западу на расстоянии 16 сажен. Оценена вместе с иконостасом в 2000 рублей
[2] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65.
[3] Госкаталог. ГНИМА ОФ-19/9130. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. 18-19 в.в. Тверская обл., Максатихинский р-н, д. Слободка. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. Икона (живописное полотно ?). Школа Венецианова. Первая половина ХIХ в. Вид на доску (полотно ?) с Теребенской пустошью и рекой Мологой. Интернет: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24362995. Дата просмотра: 31.08.2021.
[4] Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36-37 об.
[5] Указ Новгородского митрополита (столбцы) об освящении церкви Бориса и Глеба и Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1687 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 430. Л. 2.
[6] Сия церковь начата строением в 1706 г. при архимандрите Тарасии на иждивение доброхотныхдаталей. На левой стороне олтаря снаружи имеется на стене выбитая надпись: в лето от создания мира 7214-е, а от рождества христова 1706-е начася строитися сия церковь каменная в Теребенской пустыни во имя Святаго Праведнаго Иакова Боровицкаго с трапезою и прочими службами в царство Великаго Государя Царя и Великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Великаго Господина Пресвященнаго Иова Митрополита Нова Града и Великих Лук при архимандрите Тарасии и с братиею подаянием христолюбивых людей всякаго чина месяца Июня в 1 день и совершися сие строение 1710 г. мая 2 дня». Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36 об – 37.
[7] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 1.
[8] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 2.
[9] Сведения о количестве имеющихся церквей и духовных лиц при Николаевской Теребенской пустыни, 1719 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 448. Л. 2.
[10] С. 28.
[11] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 14 об.
[12] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 25 об.
[13] О перекрытии Теребенския пустыни на Благовещенской церкви крыши. 1806 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3212. Л. 1.
[14] О дозволении Теребенской пустыни на Благовещенской церкви покрасить крышу, 1807 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3218. Л. 1.
[15] О дозволении при Теребенской пустыни деревянныя крыши на Благовещенской и Александровской церквях перекрыть новым железом, 1817 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3361. Л. 1.
[16] О дозволении Теребенской пустыни монастырскую трапезу и хлебню покрыть железом, 1818 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3367. Л. 1.
[17] С. 71.
[18] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 7.
[19] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 10.
[20] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 12.
[21] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 19.
[22] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 23.