Найти в Дзене
Денис Ивлев

Благовещенский теплый храм Николо-Теребенского монастыря. Часть 1

Ансамбль храмов Николо-Теребенского монастыря. Благовещенский храм справа. Фото 1911 г. (?)
Ансамбль храмов Николо-Теребенского монастыря. Благовещенский храм справа. Фото 1911 г. (?)

Ансамбль храмов и прочих зданий Николо-Теребенского монастыря, окруженных оградой с угловыми башнями, окончательно сформировался в конце XIX столетия со строительством новой Благовещенской церкви с южной стороны Никольского собора. Нарядный, многокупольный храм украсил монастырскую территорию рядом с классическим Никольским собором и удачно вписался в облик монастыря.

В 1910 г. страховые ведомости так описывали храмы и здания Николо-Теребенского монастыря. Среди них конечно же Никольский собор и Сретенскую надвратную церковь.[1] Отдельно внимание было уделено новой тёплой церкви. «Благовещенская церковь теплая, каменная, на каменном цоколе, внутри и наружи отштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою, - писали составители страховых ведомостей. – Длиною 13 сажен, шириною 7 сажен и высотою 11 арш. На церкви одна глава. Окон 15 больших и 8 в куполе малых. Дверей 1 входная, створчатая железная и 2 внутренних створчатых. Печей 1 калориферная. Иконостасов 3. Средний шириною 6 аршин, высотою 7 аршин, оценен в 1000 рублей. Боковая по 8 аршин ширины и 4 аршина высоты и оценены по 500 рублей каждый. Церковь построена в 1881 году. Оценена вместе с иконостасами 20000 рублей. Состоит от Никольской церкви к югу на расстоянии 11 саженей».[2]

Однако, такой архитектуры Благовещенская церковь была не всегда. В музее архитектуры им. А.В. Щусева хранится негатив с фотографии 1920-х гг., которой запечатлен образ Святителя Николая, молящегося на фоне Николо-Теребенского монастыря.[3] Образ принадлежит кисти Григория Сороки и на нем, следуя принципам Венециановской школы, художник изобразил с точностью до детали облик Николо-Теребенского монастыря с новым Никольским собором 1838 г., а так же с прежней Благовещенской церковью. На картине храм представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный одной главой-луковицей. С востока видна более низкая полукруглая апсида.

Первый каменный Благовещенский храм на картине Григория Сороки. Слева от мачты корабля. Фрагмент картины.
Первый каменный Благовещенский храм на картине Григория Сороки. Слева от мачты корабля. Фрагмент картины.

Облик храма, изображенного на картине с видом монастыря, соответствует описи 1863 г. «Церковь Теплая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, - описывали храм современники, каменная с братскою трапезою и службами пространством в длину двадцать сажень, в ширину семь сажень, с двумя аршинами, с одною же братскою трапезою занимает пространство в длину двенадцать сажен с аршином, а в ширину пять сажен. Стены церкви внутри и снаружи отштукатурены и выкрашены снаружи светло-голубою краскою, а внутри покрыты разными колерами, окна отделаны под мрамор из алфреска, в куполе церкви изображен Господь Саваоф с ангелами, карниз отделан с медалионами под коим по приличным местам поставлены на цокуль колонны и между простенками написаны церковные трофеи. Арка отделяющая церковь от трапезы расписана приличною уборкою. На трапезном своде написана картина Благовещения Пресвятыя Богородицы и другая, на которой изображена песнь Богородицы: «Величит душа моя господа» и проч. На своде боковых стен четыре картины: четырех евангелистов, в средине западной стены картина мытаря и фарисея, с приличною уборкою рам около картин.

Внутри церкви пол деревянный, крашеный, шесть окон с двойными рамами и железными решутками. В церкви два клироса деревянные окрашены снаружи голубою краскою. Крыша на церкви и находящихся в связи с нею зданиях железная, окрашенная медянкою. На главе крест железный четвероконечный, вызолоченый на гульфарбу и укрепленный четырьмя железными цепями. Входныя двери с двух сторон – северной и южной створчатыя деревянныя обитыя железом, за сими дверьми находятся во входах стекляныя створныя двери с личинами и задвижками.

Алтарь полуциркульный, пространством от горняго места до царских врат три сажени с аршином в нем три окна с двойными крашенными рамами и железными решетками, в нем пол деревянный, крашеный, стены покрыты краскою бранчвейном, окна расписаны под мрамор на алфреско: арка отделяющая олтарь от церкви расписана уборкою. В куполе алтаря изображены Святая Троица, в простенках между окнами написаны четыре картины: Василия Великаго, Иоанна Златоустаго, несение креста Господом Иисусом, Авраам приносит в жертву сына своего Исаака, вокруг картин рамы с уборкою».[4]

А.Г. Венецианов (?) Похвала Богородицы. "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род". 1830-1840-е гг.
А.Г. Венецианов (?) Похвала Богородицы. "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род". 1830-1840-е гг.

Заслуживает внимания и тот факт, что аналогичной формы церковь написана на картине «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», хранящейся в Спасском храме с. Венецианово и приписываемой кисти А.Г. Венецианова. Тематика картины – похвала и моление Божией Матери как нельзя кстати подходит к престольному празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме Николо-Теребенского монастыря, где часто бывал художник. Одна лишь небольшая деталь отличает храм на этой картине от Благовещенской церкви – глав там изображено пять, в остальном все соответствует оригинальному храму.

История Благовещенской церкви.

Впервые о престоле Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре мы узнаем из столбцов, хранившихся в архиве Николо-Теребенского монастыря. В декабре 1687 г. «бил челом» к преосвященному митрополиту Великого Новгорода Корнилию строитель Теребенской пустыни старец Мисаил с братиею о том, что в Никольском каменном храме нет грамоты на освящение Благовещенского придела.[5]

История же храма с полотна школы А.Г. Венецианова началась во времена Петра Великого. Судя по надписи, выбитой на камне на алтаре Благовещенской церкви, начали строить её «в лето от Создания Мира 7214-е, а от Рождества Христова 1706-е» 1 июня.[6] Однако, первоначально престол храма посвятили чтимому в этих краях святому праведному Иакову Боровичскому. Строили храм «при архимандрите Тарасии с братиею подаянием христолюбивых людей всякого чина» и завершили постройку мая 2 дня 1710 г.

В документах монастыря сохранилась челобитная Новгородскому митрополиту Иову от архимандрита Тарасия с братиею, в которой он писал, что «в прошлые годы во их Николаевском Теребенском монастыре была церковь деревянная во имя святого праведного Иакова Боровицкого Новгородского чудотворца и… сгорела». На построение нового храма «братия и христолюбивые людие по благочестию своему и по великому усердию на церковное строение учинили денежный сбор», посему «архимандрит с братиею имеют намерение и обещаются на том прежнем церковном месте построить церковь во имя святого и праведного Иакова Боровицкого и Новгородского чудотворца каменную с трапезою».[7] Митрополит Иов благословил постройку храма «с трапезою и хлебней», а так же благословил архимандриту освятить храм после постройки «по чиноположению и по требнику».[8]

Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с юго-западной стороны. Фото 2018 г.
Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с юго-западной стороны. Фото 2018 г.

Заложенный в честь св. Иакова Боровицкого храма уже в 1719 г. значится как Благовещенский. «А в той пустыни три церкви каменные, соборная во имя Николая Чудотворца, да церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, да церковь Александра Свирского Чудотворца», - записано в сведениях о количестве церквей и духовных лиц при Николаевской пустыни.[9]

Строитель Николо-Теребенского монастыря иеромонах Илиодор указывает, что «теплая церковь стоящая по средине, на правой стороне собора, каменная, с трапезою, со службами и кельями на верху, бывшая сперва во имя Праведного Иакова Боровицкого, а ныне, неизвестно впрочем когда, переименованная во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы».[10] Однако, мы можем сказать, что переименование престола тёплого храма произошло между постройкой в 1710 г. и описью 1719 г.

В описи 1863 г. указаны росписи, которые появились в храме уже в XIX столетии. Изначально Благовещенская церковь выглядела куда скромнее. «Теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы каменного строения. В ней царские двери и иконостас столярной работы, резногладкие, золоченые с написанием Благовещения Пресвятыя Богородицы и Евангелистов писаны красками. Над царскими дверьми Вечеря Господня писана красками. Сверху в иконостасе три пояса… На той церкви глава опаяна белою жестью, крыта тесом, на ней крест позолочен. При той церкви трапеза, на ней при приходящих дверях сделан новый иконостас столярной работы с образами и живописан»[11], - так описывался храм в 1792 г. Дополняет описание архитектуры Благовещенской церкви указание, что «при церкви… трапеза, при ней хлебня и квасоварня, вверху четыре кельи крыты тесом».[12]

Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с северо-западной стороны. Фото 2018 г.
Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с северо-западной стороны. Фото 2018 г.

В 1806 г. в виду ветхого состояния деревянной тесовой кровли на Благовещенском храме «с трапезою и кухнею» строитель пустыни иеромонах Савватий с братией просил разрешения перекрыть кровлю храма.[13] Тверской архиепископ Мефодий позволил это сделать 16 апреля и разрешил использовать 250 руб из монастырских денег. Однако, перекрытие крыши обернулось полноценным ремонтом храма. Через год иеромонах Савватий писал, что «для прочности же и лучшего благолепия желательно оную крышу покрасить, к чему нужно масла конопляного двадцать пять пудов, которое где и куплено и заплачено с поставкою на место девяносто три рубля сорок копеек, краски мумий, которая имеется у нас в монастыре, белил полпуда и сурику девять фунтов».[14]

Через десять лет тесовую кровлю разрешили перекрыть железом. Строитель Теребенской пустыни иеромонах Макарий испросил благословения перекрыть кровлю на двух монастырских храмах в честь Александра Свирского и Благовещения Пресвятой Богородицы, что ему и было позволено сделать.[15] Однако, крышу в 1817 г. покрыли только над основным храмом, а трапезная и «хлебная келья» остались под тесовой кровлей. Иеромонах Макарий в августе 1818 г. отчитался о проделанных работах по покрытию обоих храмов, от которых осталось ещё 80 листов железа. В своём прошении он указывал на необходимость приобрести ещё 1200 листов и просил разрешения покрыть оставшиеся помещения трапезного храма.[16] Разрешение вскоре было получено.

Не исключено, что великого русского художника А.Г. Венецианова и круг его учеников связывают с обителью живописные работы, производившиеся в Благовещенской и Сретенской церквях в 1820-1821 гг. В своих письмах начала 1820-х гг. А.Г. Венецианов указывает: «с тех пор, как мы простились в Братском, я нигде, кроме разу, одного разу в Поддубье не был, потом в Теребенях с Петром Ивановичем».[17]

Слева на право: Купол над входом в подвальную часть храма преп. Александра Свирского, Благовещенский храм и восточная стена Никольского собора. Фото 2018 г.
Слева на право: Купол над входом в подвальную часть храма преп. Александра Свирского, Благовещенский храм и восточная стена Никольского собора. Фото 2018 г.

О живописном убранстве Сретенского храма мы поговорим отдельно. Однако, в том же деле, которое было начато по ремонту Сретенского храма и устройству нового иконостаса есть и история создания живописи в Благовещенской церкви. Одновременно с прошением на работы в Сретенском храме, строитель пустыни иеромонах Серафим 31 января 1820 г. представил и рисунок для иконостаса Благовещенской церкви, а так же указал на то, что «сделанный с давних времен и самой чистой столярной работы иконостас от долговременности потускнел, и образа в нем находятся неискуснописанные, да и те потемнели».[18] В ходе работ иеромонах Серафим планировал сделать новый иконостас и «образа написать вновь лучшею живописью», а так же предполагал «за нужное написать стенное писание по местам штук до семи».

17 февраля архиепископ Филарет рассмотрел план предполагаемого иконостаса и раскритиковал его: «И в сем иконостасе много мудрования, а мудрости мало». Иеромонах Серафим, получив разрешение на одни работы, тут же дополнил их и другими. «В Благовещенской же церкви так как в теплой в зимнее время все формально святое богослужение, в оной же церкви и по прежнему указу надобно переделать окна, и отщекотурить, да и желательно всем оную церковь неплохо монастырю, но и постронним усердным вкладчикам возобновить переделкою вновь иконостаса, и по местам расписать, как будет возможно и прилично»[19], - писал он. И в апреле он все же добился своего. Ему разрешили не только сделать все запланированное по окнам и штукатурке и росписям, но и по «представленному рисунку переделать, а потом расписать и раззолотить» иконостас.[20]

В ходе ремонта храма пришлось снять полы в алтаре, а так же просить, что бы разрешили убрать престол и жертвенник, что неминуемо вело к новому освящению храма. Наконец, в мае 1821 г. все работы были окончены. «Благовещенская теплая церковь в здешней Теребенской пустыни возобновлена, то есть окна в ней переделаны, иконостас новой, образа написаны на старых досках новые, резьба вызолочены, по местам учининено по новой щекотурке стенное писание с приличною уборкою, престол и жертвенник сооружены в надлежащую пропорцию».[21]

Владыка разрешил освятить обновленный храм самому иеромонаху Серафиму, что и было сделано 23 июня 1821 г.[22]

Однако, время шло, храм ветшал и настало время его заменить на новый.

[1] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65-65 об.

Церковь в честь св. Николая холодная, каменная, на каменном цоколе, внутри и снаружи отштукатурена, покрыта железом окрашенным зеленою краскою. Длина церкви вместе с колокольнею и алтарём 20 сажен; ширина наибольшая 11 сажен и высота до верху карниза 6 сажен. На церкви одна глава большая и 4 маленьких. Окон 22 больших, в куполе 12 и в малых главках 16. Дверей 3 наружных железных, 3 внутренних створчатых и 3 на паперти створчатых деревянных. Иконостасов 3. Главный шириною 10 сажен, а высотою 8 аршин. Оценен в 5000 рублей. Боковые в придельной церкви по 13 аршин ширины и 7 аршин высоты и оценены по 1500 рублей каждый. При церкви колокольня 2-х ярусная высотою 16 сажен. Церковь отстроена в 1830 году. Оценена вместе колокольнею и иконостасом в 40000 рублей…

Сретенская церковь над вратами каменная, крыта железом, с иконостасом 1, шириною 6 аршин и высоты 4 аршина, оценен в 200 рублей. Церковь длиною 6 сажен, шириною 6 сажен и высотой 11 аршин. Дверей 1 входная деревянная. Печей 2 изразцовых. Расстоянием от церкви в честь св. Николая к западу на расстоянии 16 сажен. Оценена вместе с иконостасом в 2000 рублей

[2] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65.

[3] Госкаталог. ГНИМА ОФ-19/9130. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. 18-19 в.в. Тверская обл., Максатихинский р-н, д. Слободка. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. Икона (живописное полотно ?). Школа Венецианова. Первая половина ХIХ в. Вид на доску (полотно ?) с Теребенской пустошью и рекой Мологой. Интернет: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24362995. Дата просмотра: 31.08.2021.

[4] Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36-37 об.

[5] Указ Новгородского митрополита (столбцы) об освящении церкви Бориса и Глеба и Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1687 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 430. Л. 2.

[6] Сия церковь начата строением в 1706 г. при архимандрите Тарасии на иждивение доброхотныхдаталей. На левой стороне олтаря снаружи имеется на стене выбитая надпись: в лето от создания мира 7214-е, а от рождества христова 1706-е начася строитися сия церковь каменная в Теребенской пустыни во имя Святаго Праведнаго Иакова Боровицкаго с трапезою и прочими службами в царство Великаго Государя Царя и Великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Великаго Господина Пресвященнаго Иова Митрополита Нова Града и Великих Лук при архимандрите Тарасии и с братиею подаянием христолюбивых людей всякаго чина месяца Июня в 1 день и совершися сие строение 1710 г. мая 2 дня». Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36 об – 37.

[7] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 1.

[8] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 2.

[9] Сведения о количестве имеющихся церквей и духовных лиц при Николаевской Теребенской пустыни, 1719 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 448. Л. 2.

[10] С. 28.

[11] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 14 об.

[12] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 25 об.

[13] О перекрытии Теребенския пустыни на Благовещенской церкви крыши. 1806 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3212. Л. 1.

[14] О дозволении Теребенской пустыни на Благовещенской церкви покрасить крышу, 1807 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3218. Л. 1.

[15] О дозволении при Теребенской пустыни деревянныя крыши на Благовещенской и Александровской церквях перекрыть новым железом, 1817 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3361. Л. 1.

[16] О дозволении Теребенской пустыни монастырскую трапезу и хлебню покрыть железом, 1818 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3367. Л. 1.

[17] С. 71.

[18] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 7.

[19] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 10.

[20] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 12.

[21] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 19.

[22] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 23.