Всем доброго времени суток и отличного настроения!
Мосты Санкт-Петербурга - одна из визитных карточек города на Неве наряду с Эрмитажем, Исаакиевским и Казанским соборами, Мариинским театром и Летним садом.
Если верить легендам, государь Пётр I не хотел и не планировал строить переправы в Петербурге. Жители должны были перемещаться по городу или на лодках или по льду зимой.
Видимо, царь желал сделать из города Неве подобие голландского Амстердама, где он обучался морскому делу, и где в основном передвигались по воде.
Но желания государевы так и не стали реальностью. И уже при его правлении был построен первый наплавной мост. Он был необходим для подвоза материалов к Петропавловской крепости.
В настоящее время мостов в Петербурге (конкретно в самом городе) более 342! Остальные переправы расположены в пригородах: в Кронштадте - 5 мостов, в городе Пушкин их 54 , в восхитительном Петергофе - 51, в Павловске - 16, в Ломоносове мостов 7.
За историю своего существования многие из переправ успели обрасти самыми разнообразными легендами и поверьями. Вот самые интересные и известные из них:
Эрмитажный мост
Старейший каменный мост города. Перекинутый через канал Зимнюю канавку, он соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга.
С этим мостом связана грустная легенда. А появилась она благодаря опере П.И. Чайковского "Пиковая дама". Именно в этом его произведении с Эрмитажного моста бросается в воды Зимней канавки Лиза - главная героиня оперы.
В оригинале, то есть трагедии А. С. Пушкина "Пиковая дама", подобного эпизода нет. Чайковский сам предложил включить его в либретто оперы.
А основанием для этого послужила история, прочитанная композитором в одной из газет. Якобы именно на Эрмитажном мосту покончила с собой из-за несчастной любви девушка по имени Юлия Перова.
Было так на самом деле или нет - доподлинно не известно. Однако после премьеры "Пиковой дамы" в Петербурге Эрмитажный мост в народе стали называть «мостик Лизы».
Поцелуев мост
Арочный мост через реку Мойку, с которого открывается шикарный вид на Исаакиевский собор. Переправа соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
Такое романтическое название не могло не породить соответствующих поверий и преданий. Так, одна городская легенда гласит, что в те времена, когда граница города проходила по реке Мойке, он служил местом тайных встреч влюбленных и их прощаний.
Согласно другому преданию, раньше недалеко от моста находилась тюрьма, а сама переправа служила местом последнего прощания арестантов с родными.
Еще вроде как существовал такой обычай: новобрачные, проезжающие по этой переправе, должны были начинать целоваться при въезде на мост, а закончить поцелуй нужно было только при спуске с моста. Чем дольше длился поцелуй, тем крепче становилась семья.
Однако на самом деле Поцелуев мост получил свое трогательное название по вполне прозаическим причинам. Так он стал называться по имени купца Поцелуева, который некогда владел стоящим неподалеку от переправы трактиром «Поцелуй».
Однако этот обыденный факт нисколько не разрушил романтической атмосферы, которой Поцелуев мост окутан и по сей день.
Народ увековечил городские легенды о нем в словах известной песни: «Все мосты разводятся, а Поцелуев, извините, нет» (песня "Ленинградские мосты").
Банковский мост
Пешеходная переправа через канал Грибоедова, соединяет Казанский и Спасский острова. Расположена возле бывшего Ассигнационного банка, отсюда и такое название.
Мост знаменит своими статуями крылатых львов (грифонов) с позолоченными крыльями. В мифологии эти существа являются хранителями кладов.
Интересный факт! Грифон Банковского моста является частью логотипа кондитерской фабрики имени Крупской.
Есть поверье, что крылатые львы помогают решать финансовые проблемы. Для этого нужно подойти к Банковскому мосту, и там попросить грифонов о том, чтобы денежные неприятности закончились как можно скорее.
А чтобы стражи моста помогли, их нужно поцеловать выше хвоста или положить любую монетку под лапу. В том, что люди ходят к грифонам просить покровительства в денежных делах, сомневаться не приходится. Когда велись работы по реставрации, то в скульптурах львов (они полые внутри) обнаружили немалое количество монет разного достоинства, а также записок с сокровенными желаниями.
У студентов есть своя примета. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно написать на бумажке название предмета и положить ее под лапу грифону.
У этих мифических существ кроме эстетической есть и более практическая задача: они скрывают в себе не слишком привлекательные (но важные) части конструкции моста.
Именно с этого сооружения открывается прекрасный вид на Храм Спаса на Крови, Казанский собор и Невский проспект.
Аничков мост
Один из самых известных и красивых мостов Петербурга. Находится в центре города, до него можно дойти по Невскому проспекту.
Это каменное арочное сооружение через реку Фонтанку соединяет Спасский и Безымянный острова.
Аничков мост знаменит
четырьмя скульптурными композициями «Укротители коней» работы архитектора Петра Клодта.
Самая известная легенда об этой переправе связана с подковами коней.
А именно: у скакунов, "идущих" в сторону площади Восстания, на копытах нет подков. А вот другие два коня, что смотрят на здание Адмиралтейства, подкованы. Как вам такое?
Легенда объясняет сей интересный факт тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались мастерские и кузницы. Поэтому по направлению к Литейному проспекту кони идут ещё не подкованными, а в обратном направлении (от кузниц) уже смотрят скакуны с подковами на копытах.
С Аничковым мостом связано ещё одно не менее интересное предание.
По одной из версий архитектору моста Клодту изменила жена. Обманутый муж узнал, кто его обидчик, и решил отомстить тому весьма оригинальным способом.
Образ своего недруга скульптор увековечил, поместив его... под хвостом одного из четырех скакунов на Аничковом мосту.
По другой версии, в таком неприглядном месте Клодт воплотил образ общего врага России - Наполеона. Как бы то ни было, факт - на лицо. Вернее, наличие лица под хвостом коня - это факт.
Для любителей конкретики: этот скакун находится на берегу Фонтанки, который расположен ближе к зданию Адмиралтейства.
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост через Неву соединяет Центральный район Санкт-Петербурга с Красногвардейским (Большой Охтой).
До 1917 года назывался мост императора Петра Великого.
Переправа состоит из стальных конструкций, для скрепления которых были использованы более чем миллион заклёпок.
После открытия моста по городу пошли слухи, что при возведении сооружения строители на счастье поставили одну заклепку из золота и покрыли ту металлической плёнкой.
Петербуржцы, вдохновленные легендой, начали поиски этой "счастливой заклёпки". Однако пока ее никто не нашел.
Египетский мост
Предания, связанные с этой переправой через Фонтанку, так или иначе связаны с женщинами.
По одной из легенд, в лице сфинкса на Египетском мосту скульптор воплотил точную копию лица супруги императора Александра I - Елизаветы Алексеевны.
Она была красавицей и многие талантливые люди считали ее своей музой. Например, Пушкин слагал в ее честь стихи. А немецкий композитор Людвиг ван Бетховен называл императрицу Элиз и говорил, что она вдохновляет его на музыкальные шедевры, которые теперь знает весь мир.
Специалисты правда развенчали этот миф, рассказав, что сфинксы на мосту греческого происхождения, для которого характерны классические облики. То есть, к телу зверя прилагается лицо с правильными утонченными чертами.
Второе предание.
Спустя 80 лет после открытия Египетского моста, в 1905 году, по нему, проходил эскадрон конного полка. Случалось это , впрочем, довольно часто. Так вот, в один такой день мост вдруг зашатался и рухнул в воду. К счастью, обошлось без жертв.
Специалисты, расследование причины крушения конструкции, пришли к выводу, что виноваты во всем плохое качество металла и ошибки в проектировании.
Однако петербуржцы придумали более интересное объяснение. Согласно городской легенде, один из домов на набережной женщине по имени Мария. В предании ее называют «Мария Египетская».
Возможно в юности ее любовь предал гвардейский офицер, а может ежедневные шествия полка просто-напросто мешали Марии спать (тут разные варианты версий). Какая бы причина ни была, но однажды утром женщина выглянула в окно и ,увидев марширующих полк, со злостью воскликнула «Да чтоб вам провалиться!». В тот же миг мост обрушился. Такие дела...
Благовещенский мост (мост лейтенанта Шмидта)
Самый старый из разводных мостов города. Перекинутый через реку Неву, он был открыт еще в 1850 году.
Возводили переправу по проекту инженера С. В. Кербедза и архитектора А. П. Брюллова.
Легенда гласит: император Николай I велел повышать Кербедза в звании за каждый построенный пролёт моста.
Инженер прознал об этом и решил схитрить. Он изменил проект сооружения и увеличил в нем количество пролетов. Его находчивость принесла результат: инженер начал строительство моста в чине капитана, а закончил генералом.
Вот такие легенды о мостах Петербурга ходили и ходят по сей день в народе.
Если вам понравилась публикация, поддержите ее "лайком".