Что ж.. Сложно отрицать пропагандистскую направленность данного фильма. В конце концов, Советский Союз целенаправленно выковал из Зои героиню. Но в основе этой истории лежит реальный подвиг, так почему бы и нет?
Классическая героиня
Сказать про фильм особо нечего.
Это традиционная советская работа с ярко выраженными соцреалистическими нотками. В том смысле, что гражданскую жизнь показывают, скажем так, чрезмерно яркой и жизнеутверждающей.
Зато на контрасте с ней ужасы войны кажутся ещё более реалистичными. Вот так вот карикатурными красками режиссёру удаётся то, что современным его коллегам не получается даже с упором на реализм.
Непонят(н)ый герой
Иронично, как много общего у экранной Зои (да и у реальной) с украинской Надей Савченко. На всякий случай, уточню, что последнюю российские власти обвиняли в уголовных (и военных?) преступлениях, поэтому она может в каких-нибудь списках, требующих отдельного уточнения, значиться, но я просто не помню.
И речь не только о внешности, но также об убеждённости в собственной правоте, в своих идеалах.
Показательно, что советская картина не стесняется апеллировать к личному дневнику Зои, который Космодемьянская усердно заполняла на протяжении многих лет. И не только апеллировать, но и впрямую цитировать, демонстрируя записи с экрана.
Да, к сожалению современных кивноделов, там ничего про ржаную булочку или трамвайчик не сказано. Но стоит ли переживать? Может, они появились в уже дополненном со слов очевидцев издании.
Красивое кинополотно
Что мне (в который уже раз) понравилось, так это рассказ истории героя киноязыком.
То есть, нам не пытались долбить в уши пронзительными музыкальными композициями. Герои не становились перед экранами, чтобы подробно рассказать свой жизненный путь. Нет!
...Ну, не совсем. Технически, герои регулярно становились перед камерой: чтобы поделиться мечтами о будущем, личными переживаниями и вот этим всем. Показательно-театрально.
Однако они не пересказывали то, что должны показать. А просто отражали внутренний мир персонажа в театральной манере. Причём это была такая комплексная демонстрация, которая помогла сразу несколькими способами:
- показала жизнь СССР в период между гражданской и мировой войнами;
- продемонстрировала достижения советского общества;
- рассказала об изменениях в мировом устройстве, конкретно в Германии;
- мы увидели взросление Зои Космодемьянской;
- второстепенные персонажи, влиявшие на становление героини, также получили свою долю внимания.
Девочка прошла жизненный путь от рождения до смерти на глазах зрителей. И не остаётся вопросов «Как? Почему?», ведь нам ключевые моменты, дающие ответы, уже показали.
Неплохой контент
От меня фильм «Зоя» 1944 года получает 6 баллов из 10, потому что прекрасен.
Не могу сказать, что он хороший. Даже на фоне его современников: были намного более качественные с художественной точки зрения работы. Причём снятые как во время войны, так и до её начала.
Но в то же время чувствуется некая искренность, правдоподобие. Да, не документальное кино. Да, густо замешанное на пропаганде. Но, в отличие от фильмов XXI века, этот не пытается переписать историю и образ героини.
Кому же смотреть?
А посоветовать не могу, кстати. Для детей – слишком тяжёлая история, хоть и рассказанная в эдакой «сказочной» нереалистичной манере (у неё даже возрастная маркировка 0+).
Для подростков – повод поглумиться. Образы настолько топорные, настолько карикатурные, что вызывают искренний смех у человека, воспитанного на сегодняшнем кино.
Для взрослых – слишком знакомая история со слишком примитивной съёмкой. По сути, старшее поколение не увидит ничего нового для себя и просто потратит время.
Но всё-таки, если хочется познакомиться с советским кино, стоит выделить время.
P. S. Этот обзор о кино, которое не плохо и не хорошо само по себе. Работа вполне в духе времени. Интересно, почему сегодняшние фильмы на ту же тему и даже по тем же героям оказываются хуже?