Найти тему
Мама Игоря

«Зоя» (1944): героиня с безуминкой

Что ж.. Сложно отрицать пропагандистскую направленность данного фильма. В конце концов, Советский Союз целенаправленно выковал из Зои героиню. Но в основе этой истории лежит реальный подвиг, так почему бы и нет?

Постер фильма «Зоя» (1944)
Постер фильма «Зоя» (1944)

Классическая героиня

Сказать про фильм особо нечего.

Это традиционная советская работа с ярко выраженными соцреалистическими нотками. В том смысле, что гражданскую жизнь показывают, скажем так, чрезмерно яркой и жизнеутверждающей.

Зато на контрасте с ней ужасы войны кажутся ещё более реалистичными. Вот так вот карикатурными красками режиссёру удаётся то, что современным его коллегам не получается даже с упором на реализм.

Типичная Зоя Космодемьянская
Типичная Зоя Космодемьянская

Непонят(н)ый герой

Иронично, как много общего у экранной Зои (да и у реальной) с украинской Надей Савченко. На всякий случай, уточню, что последнюю российские власти обвиняли в уголовных (и военных?) преступлениях, поэтому она может в каких-нибудь списках, требующих отдельного уточнения, значиться, но я просто не помню.

И речь не только о внешности, но также об убеждённости в собственной правоте, в своих идеалах.

Космодемьянская пишет в личный дневник
Космодемьянская пишет в личный дневник

Показательно, что советская картина не стесняется апеллировать к личному дневнику Зои, который Космодемьянская усердно заполняла на протяжении многих лет. И не только апеллировать, но и впрямую цитировать, демонстрируя записи с экрана.

Да, к сожалению современных кивноделов, там ничего про ржаную булочку или трамвайчик не сказано. Но стоит ли переживать? Может, они появились в уже дополненном со слов очевидцев издании.

Выпускной Космодемьянской
Выпускной Космодемьянской

Красивое кинополотно

Что мне (в который уже раз) понравилось, так это рассказ истории героя киноязыком.

То есть, нам не пытались долбить в уши пронзительными музыкальными композициями. Герои не становились перед экранами, чтобы подробно рассказать свой жизненный путь. Нет!

...Ну, не совсем. Технически, герои регулярно становились перед камерой: чтобы поделиться мечтами о будущем, личными переживаниями и вот этим всем. Показательно-театрально.

Однако они не пересказывали то, что должны показать. А просто отражали внутренний мир персонажа в театральной манере. Причём это была такая комплексная демонстрация, которая помогла сразу несколькими способами:

  • показала жизнь СССР в период между гражданской и мировой войнами;
  • продемонстрировала достижения советского общества;
  • рассказала об изменениях в мировом устройстве, конкретно в Германии;
  • мы увидели взросление Зои Космодемьянской;
  • второстепенные персонажи, влиявшие на становление героини, также получили свою долю внимания.

Девочка прошла жизненный путь от рождения до смерти на глазах зрителей. И не остаётся вопросов «Как? Почему?», ведь нам ключевые моменты, дающие ответы, уже показали.

Zoya (1944) - IMDb

Неплохой контент

От меня фильм «Зоя» 1944 года получает 6 баллов из 10, потому что прекрасен.

Не могу сказать, что он хороший. Даже на фоне его современников: были намного более качественные с художественной точки зрения работы. Причём снятые как во время войны, так и до её начала.

Но в то же время чувствуется некая искренность, правдоподобие. Да, не документальное кино. Да, густо замешанное на пропаганде. Но, в отличие от фильмов XXI века, этот не пытается переписать историю и образ героини.

Кому же смотреть?

А посоветовать не могу, кстати. Для детей – слишком тяжёлая история, хоть и рассказанная в эдакой «сказочной» нереалистичной манере (у неё даже возрастная маркировка 0+).

Для подростков – повод поглумиться. Образы настолько топорные, настолько карикатурные, что вызывают искренний смех у человека, воспитанного на сегодняшнем кино.

Для взрослых – слишком знакомая история со слишком примитивной съёмкой. По сути, старшее поколение не увидит ничего нового для себя и просто потратит время.

Но всё-таки, если хочется познакомиться с советским кино, стоит выделить время.

P. S. Этот обзор о кино, которое не плохо и не хорошо само по себе. Работа вполне в духе времени. Интересно, почему сегодняшние фильмы на ту же тему и даже по тем же героям оказываются хуже?