Найти тему
Умному недостаточно

Научная фантастика "Пассажиры": несколько занятных вопросов

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум, в главных ролях Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум, в главных ролях Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт

Некоторые люди, описывающие своё впечатление от книги или фильма, говорят, что они «заставили их задуматься». Вам не кажется, что это выглядит как невольное признание в дряблости собственного мыслительного аппарата, равно и в том, что для размышления требуется интеллектуальный погонщик?

Нет, конечно. Это расхожее выражение, все мы его знаем. Читатель / зритель таким образом свидетельствует о том, что на него нечто произвело впечатление и пытается сказать, что прочитанное / увиденное
вызвало более-менее ясные образы, которые ещё надо осмыслить.

Кинофантастика «Пассажиры» / Passengers показалась мне любопытной не столько предсказуемым, героически-сентиментальным сюжетом, сколько некоторыми проблемами, которые авторы обозначили, быть может, сами того не сознавая.

Вкратце сюжет фильма таков. Я не думаю, что беглое знакомства с сюжетом помешает вам с интересом посмотреть этот фильм, если вы его ещё не видели. Поэтому — читайте смело!

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум

Итак, космический корабль перевозит большую группу колонистов на некую планету. Полёт очень долгий, 120 земных лет, поэтому все путешественники, включая членов команды, погружены в искусственный сон.

Главный герой – молодой мужчина — в результате сбоя системы выходит из гибернации. До завершения пути 80 лет, вновь погрузиться в искусственный сон он не может. После годовых попыток отвлечься и разнообразить свою печальную экзистенцию (танцпол с виртуальными противниками, баскетбольные баталии с самим собой, беседы с андроидом-барменом, выход в открытый космос) герою остаётся либо медленно сходить с ума в одиночестве, либо героическим усилием воли склонить себя к жизни отшельника-мудреца (писать мемуары, медитировать на звездные скопления и т.д.).

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум

Герой выбирает третий путь. Он находит свою «спящую красавицу» и «будит» её. Потребность в близости оказывается сильнее мук совести. Далее герой обманывает девушку, уверяя, что она проснулась сама по себе, из-за неведомых нарушений. Спустя год они влюблены друг в друга, но после того, как девушка узнаёт правду от андроида, её отвращает от спутника и его попытки объясниться она гневно и упорно отвергает. Прощения нет, и не предвидится.

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум

С кораблём творится неладное, следует череда маленьких, но неприятных внутренний аварий, и тут пробуждается ещё один член экипажа. Увы, в результате нарушений корректных условий выхода из гибернации, состояние его здоровья критическое и дни сочтены. Он только-только успевает снабдить героя и героиню браслетом, открывающим двери в аппаратный отсек корабля и просит их забыть личные обиды ради спасения общей миссии. Потому, что если поломка не будут найдена и устранена, то дни корабля и, следовательно, всех переселенцев, тоже на исходе.

Конечно, поломка устранена, герой едва не гибнет, девушка успевает его спасти. Всё, как полагается, как мы хотим. Герои фильма живут долго и счастливо, превращая холл корабля в подобие райского сада, в котором уже нет места искусителю. Последняя сцена – все члены миссии пробуждаются, видят шикарный сад/лес/парк/оазис без человеческих голосов, но с птичьими трелями и понимают, что они проспали много интересного.

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум

Теперь о том, что мне показалось в этой истории любопытным.

Несколько тем. Конечно, размышление о свободе воли. Вообразите, что кто-то решает за вас жизненно важный вопрос, но вы сознаёте это постфактум. Как бы хорошо вам ни было в результате чужого выбора, после осознания этого факта, скорее всего, станет плохо. А почему, собственно? Мы ежедневно меняем обстоятельства своих и чужих жизней в результате множества выборов, которые, как нам кажется, мы делаем самостоятельно. Но это глубочайшее заблуждение. Мириады бит информации играют нами, склоняют к тем или иным поступкам и потому мы несвободны. Мы свободны только в том случае, если мы делаем наши выборы осознанно. Но осознанность — качество редкое, столь же редкое, как платина в природе, которая встречается, как известно в сплавах с другими металлами. У девушки, проснувшейся в результате насилия, больше шансов на осознанность, чем у счастливо спящих колонистов, не попавших в поле зрения героя.

Ещё одна «тема». Герой будит девушку против её воли, конечно, поступает недостойно. Впоследствии герой ведёт себя благородно, и, простите за тавтологию, героически. Учитывая, что его эгоистичный поступок стал первым шагом к решению отдалённой проблемы, мы, как зрители чувствуем сомнение, а так ли он был неправ, когда будил девушку? Главное, всем в итоге хорошо, все спасены, райский сад посажен.

Предположим, что главный персонаж не разбудил бы девушку и прожил жизнь в одиночестве (допустим, что поломки не было). Кто бы узнал о том, насколько он благороден? Кто бы оценил его мужественное решение жить в одиночестве? Вот это замечательно и непостижимо. Волнение и даже тревога охватывает нас, когда мы пытаемся сопоставить слова валлийского барда Талиесина: «Только во тьме свет, только в молчании слово» и апостольское напоминание: «Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы».

Следующая трудность. Героиня – писатель. Она и отравляется в звёздное путешествие, чтобы описать его, затем вернуться на землю и выпустить невиданную книгу, практически роман о путешествии туда и обратно. Но вот теперь, после пробуждения, её настроение меняется. Девушка признаётся своему спутнику, что не понимает, зачем вообще заниматься творчеством, если никто не прочитает её рукопись (или прочитает после её смерти, а это другое). Иными словами, если потерян читатель (зритель) – потеряна цель творчества? А если не цель, тогда что? Это разговор не о признании, а об адресате — и не только результата художественного творчества, но и самого творческого акта/процесса. Понятно, что адресаты разные.

Есть ещё несколько трудных вопросов. Например, каким надо быть человеком, чтобы добровольно отказаться от родных и друзей и погрузиться в долгий сон, рассеять себя во времени/пространстве без гарантии собрать расточённого себя, если воспоминания будут лишь помехой. Возможно, фильм о сборах таких переселенцев, о прощании с Землёй мог бы стать глубинным исследованием человечности.

"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум
"Пассажиры", 2016 г., реж. Мортен Тильдум

Рекомендую прочитать обзоры / отклики на другие любопытные фильмы

Человек по имени Финч, его собака и их робот

"Яркая звезда". О любви Джона Китса и Фанни Браун

"Пиноккио", конечно же!

И в целом путеводитель по каналу

Фэнтези
6588 интересуются