Найти в Дзене
Цитаты истории

Георгий Береговой: Герой который совершил подвиг на Ил-2 во время ВОВ, потом спас космическую программу СССР

Оглавление

В советское время космонавты были высшей кастой общества. Их любили, уважали, на них равнялись.

Однако с тех пор времена сильно изменились, и сегодня о космосе вспоминают в лучшем случае в контексте разговоров об очередных неудачах российской капиталистической космической программы либо об очередном космической туристе из числа «богатеев».

Однако помнить советских героев-космонавтов нужно, поскольку именно их биографии являют подлинный пример служения Родине и прогрессу. Их пример показывал и показывает до сих пор то, к чему должен стремиться настоящий человек – идти не к деньгам, а к саморазвитию, заботиться не о личном кармане, а об обществе, его будущем.

В статье речь пойдет об уникальном человеке – дважды Герое СССР Георгии Береговом, единственном лётчике, который получил свои «Золотые Звёзды» за участие в Великой Отечественной войне и космической программе СССР.

-2

Ранние годы

Детство Георгия ничем особенным не отличалось от детства сотен советских мальчишек. Родился в обычной деревне в Украине, окончил школу, работал слесарем на Донбассе.

Параллельно увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе, а после призыва в РККА по распределению попал в Ворошиловградскую школу лётчиков, которую успешно окончил к 1941 году.

Великая Отечественная война

Воевать Георгий мог начать ещё в 1941 году. Его распределили в разведывательную авиацию, однако в ней не хватало самолётов, и многие пилоты сидели без дела.

-3

На фронт Береговой попал только в июле 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2. Эти машины действовали непосредственно над вражескими войсками, находясь под постоянным обстрелом. Процент гибели лётчиков штурмовой авиации в годы войны был самым высоким среди всех её типов в СССР периода войны.

За годы Великой Отечественной Георгий сделал 186 боевых вылетов, что немало для штурмовика, 3 раза он был сбит. За боевые успехи в 1944 году был награждён «Золотой Звездой», ему были присвоено звание Героя Советского Союза.

Лётчик-испытатель

Многие пилоты после войны собрались на покой, но не таков был Георгий Береговой.

-4

В поисках нового карьерного вызова он записался в школу летчиков-испытателей, и после её окончания приступил к работе в летно-исследовательском институте. За время работы лично испытал более 60 новых типов самолётов.

При испытании реактивного истребителя Су-9 лётчик потерял управление, но отказался покинуть машину и сумел её посадить. Данные, собранные после этого вылета, позволили устранить дефекты управления в кратчайшие сроки, и армия быстро получила на вооружение новейший тип истребителя.

В отряде космонавтов

Однако и карьеры заслуженного лётчика-испытателя Береговому было мало, и с 1963 года он начинает занятия в отряде космонавтов под руководством старого сослуживца Николая Каманина

В отряде он был «белой вороной». Новые товарищи были гораздо моложе его, в том числе и сам первый космонавт Юрий Гагарин.

-5

Обучение давалось Георгию очень тяжело – пилотирование космического корабля отлично многими чертами, в том числе и тем, что лётчик большую часть времени должен лишь наблюдать за действиями автоматики, не вмешиваясь в управление. Однако Георгий справлялся, добиваясь своего упорством и трудолюбием.

Тем временем, в космической программе СССР назрел кризис. Умер её отец-основатель Сергей Королёв, новый корабль «Союз» был «сырым». Попытка его первого пилотируемого запуска закончилась трагедией – на старте погиб космонавт Владимир Комаров.

В 1968 году, после первой катастрофы, было принято решение о повторном пилотируемом запуске. Пилотировать корабль было доверено Георгию Береговому.

Союз-3

Корабль «Союз-3» должен был выйти на орбиту и в ручном режиме пристыковаться к кораблю «Союз-2», который ранее был выведен на орбиту в беспилотном режиме. Однако стыковку Береговому сделать не удалось. Дело в том, что пилот пытался пристыковать корабль «вверх ногами».

Выяснилось, что в условиях невесомости очень легко потерять «ощущение земли», то есть резонно определить, где верх, а где – низ. Благодаря Береговому в следующих миссиях это было учтено – на «Союзах» появилась аппаратура, помогающая пилотам ориентироваться в пространстве в невесомости.

-6

За этот полёт Береговому была вручена вторая «Золотая Звезда». При вручении награды генсек Леонид Ильич Брежнев сильно удивился, когда увидел космонавта – внешне они были очень похожи друг на друга. В дальнейшем это спасло Брежневу жизнь.

В случайной роли «телохранителя»

В январе 1969 года в Москве было больше торжество – чествовали очередной экипаж «Союза», вернувшийся с орбиты. В кортеже было много чиновников и космонавтов из прошлых миссий, включая Брежнева и Берегового.

А в это время террорист Виктор Ильин задумал убить советского руководителя. И он… Ошибся. Вместо генсека он открыл стрельбу по машине, в которой находился Георгий. Он был легко ранен, водитель машины погиб. Космонавт смог подхватить руль и остановить машину. Так ему удалось принять удар террориста на себя.

Это лишь некоторые удивительные факты из жизни Георгия Берегового. В своей жизни этот замечательный человек всегда ставил поступок выше слова, не гнался за деньгами и славой, но в итоге стал одним из самых известных советских космонавтов. Как вы думаете, есть ли такому подходу к жизни место в современном мире? Делитесь мнением в комментариях.