Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.86): МОЛИТВА ИИСУСА О СВОЁМ ПРОСЛАВЛЕНИИ

“После этих слов Иисус возвёл очи Свои к небу и сказал: «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, да всему, что ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»” (Ин. 17:1–5). Стих 1. С помощью фразы «после этих слов» (относящейся ко всей Прощальной беседе в главах 14—16) Иоанн даёт понять, что наставления Иисуса ученикам закончились. Затем Иисус обращается к Своему Отцу. Этот переход сопровождался определённым жестом, а именно: «возвёл очи Свои к небу». Это была типичная поза для молитвы (11:41; см. Пс. 122:1, 2; Мф. 14:19; Мк. 6:41; 7:34; Лк. 9:16). Не только Иисус, но и другие иудеи, молясь, обращались взглядом к небу. (Хотя мытарь в Лк. 18:13 «не смел поднять
“После этих слов Иисус возвёл очи Свои к небу и сказал: «Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякой плотью, да всему, что ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»” (Ин. 17:1–5).

Стих 1. С помощью фразы «после этих слов» (относящейся ко всей Прощальной беседе в главах 14—16) Иоанн даёт понять, что наставления Иисуса ученикам закончились. Затем Иисус обращается к Своему Отцу. Этот переход сопровождался определённым жестом, а именно: «возвёл очи Свои к небу». Это была типичная поза для молитвы (11:41; см. Пс. 122:1, 2; Мф. 14:19; Мк. 6:41; 7:34; Лк. 9:16). Не только Иисус, но и другие иудеи, молясь, обращались взглядом к небу. (Хотя мытарь в Лк. 18:13 «не смел поднять глаз на небо»). Иисус обратился к Богу, назвав Его Отче, словом, которое встречается в этой молитве шесть раз (см. 17:1, 5, 11, 21, 24, 25). Эта форма обращения сразу же указывает на основание этой молитвы: на близкие отношения между Отцом и Сыном.

До этого времени, о чём впервые было сказано в 2:4, час Иисуса ещё не приходил (см. 7:6, 8, 30; 8:20). В этот раз, склоняясь перед властью Бога, Иисус сказал, что пришёл час. С приходом к Нему греков Иисус осознавал приближение этого неминуемого часа (12:23; 13:1). Этот «час» (хора) был временем, определённым для смерти Иисуса, Его воскресения и вознесения обратно на небеса, временем Его прославления (см. 12:23, 27, 28, 31, 32). Время прославиться Сыну Человеческому наступило, поэтому Иисус молился, чтобы это прославление состоялось. Хотя Он молился о Себе, ничего в этой молитве не было для Его личного блага. Мольба Иисуса сводилась к одному: «Прославь Сына Твоего».

Когда Иисус молил Бога прославить Его, Он, по сути, сказал: «Да будет воля Твоя», потому что «всякое дело, которым исполнялась Его воля, было для Его славы». Он не просил Бога «избавить [Его] от часа сего» (12:27): вместо этого Он просил, чтобы задуманное Богом в час Его смерти и вознесения было исполнено. В просьбе Иисуса о Его прославлении не было никакой личной корысти; Он не искал славы для Себя лично (см. 8:50), но, чтобы «Сын… прославил» Отца. В отличие от большинства людей Иисус искал только «славы, которая от единого Бога» (5:44). Как отмечает Ф. Брюс, «Крест, как было Ему хорошо известно, и был путём к этой славе, и Он молится, чтобы так принять его, чтобы прославить Отца».

Стих 2. Союз «так как» продолжает мысль о славе из ст. 1. То, что Отец «дал [эдокас; форма аориста] Ему власть», подразумевает прошлое действие во время Его земного служения. Эта данная Богом власть распространялась «над всякою плотью», то есть, над всем человеческим родом для того, чтобы те, кого Отец дал Сыну, могли обрести жизнь вечную. Фраза «жизнь вечная» часто встречается в Книге чудес и достигает кульминации в Книге славы, используясь только здесь и в ст. 3.

«Всё» (пан хо; мн. число, средний род; дословно «всё то»), что дал Отец, означает людей в общем, в отличие от местоимения автойс (буквально «им»), которое означает отдельных людей из этого общего числа. Отец дал Иисусу власть над всякой плотью ради вечной жизни тех, кого Отец дал Ему. Однако эта власть давать вечную жизнь не могла вступить в силу до того, как Иисус прославится. Поэтому для Иисуса было лучше уйти; не уйдя, Он не смог бы дать вечную жизнь тем, кого дал Ему Отец.

Слова Иисуса о том, что «жизнь вечная» будет дана всем тем, кого «Ты дал Ему», содержат в себе потенциальную богословскую сложность. Как сказал Леон Моррис: «И снова перед нами мысль о божественном предопределении». Иными словами, Бог Своей божественной властью решает, кто спасётся, а затем отдаёт этих людей Иисусу, поэтому спасение является исключительно выбором Бога и не имеет отношения к воле человека. Хотя Бог действительно ещё от вечности знает, что будут делать люди, это не означает, что Он подавляет их и принуждает поверить в Иисуса. Эта истина очевидна в 17:6, где Иисус говорит о тех, кто были Ему даны, что они «сохранили слово Твоё» (см. 17:12). В другом месте Иисус говорил о том, что отдаёт Свою плоть «за жизнь мира» (6:51), добавив, что условием этой жизни является вера в Него (6:40).

Стих 3. Хотя по мнению многих комментаторов, этот стих является лишь вставкой, на самом деле он продолжает развивать мысль о прославлении Бога из 17:1 и вечной жизни из 17:2. Бог прославляется всеми теми, кто знают, чтό Он совершил через крестную смерть Иисуса: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога». «Жизнь вечная» заключается в знании «единого истинного Бога», но поскольку Бог явил Себя в Сыне, знать Бога можно только зная Иисуса Христа. Это знание — не просто состояние ума (хотя и подразумевает интеллектуальное понимание). В соответствии с значением еврейского слова «знать» оно включает в себя помимо мыслительного восприятия и близкие отношения с человеком. Отца и Сына связывали близкие отношения; и познавая Бога, верующие могут иметь близкие отношения с Отцом и Сыном, которые в них обитают (см. 14:23).

На протяжении всего этого евангелия говорилось о важности веры; теперь сказано о важности познания. Слово гиноско («знать») встречается в этой главе семь раз, тогда как слово пистево («верить») — лишь три раза, хотя всего в этой книге оно используется девяносто восемь раз. Здесь глагол «знать» стоит в форме сослагательного наклонения (гиноскосин; «чтобы знали»), что в данном случае означает, что для того, чтобы получить вечную жизнь, необходимо «продолжать познавать» или «постоянно познавать». Это не просто знание о существовании Бога и как Он действует в мире. «Согласно этому евангелию, “знать Бога” … означает познание Его через праведную жизнь в вере и верности Ему; поступая так, человек познаёт Его как Отца, и познаёт Сына как Спасителя и Господа». Это «значит больше, чем просто знать, как жить. Это и есть жизнь» (Моррис).

Стихи 4, 5. Пребывая на земле, Иисус всегда стремился прославить Бога. Здесь Он говорит, что завершил то, ради чего Его послал Бог: «Я прославил Тебя на земле». Более, чем когда-либо до этого, ставший плотью Иисус проявил истинную природу Бога. Это и было целью Его прихода на землю. В 4:34 Он сказал, что пришёл исполнить волю Пославшего Его и совершить Его дело (см. 5:36). Дело, которое поручил Ему Отец, было устремлено на крест, как сказал Иисус, произнеся в первый раз, что пришёл Его час (12:23). Хотя Иисус говорил так, словно Его дело на земле уже было совершено, Ему ещё предстояло умереть на кресте, проявив послушание до конца. За день до того, как принести Себя в жертву, когда Он освящался в молитве, готовясь стать жертвой, Он говорил о крестной смерти как о завершении дела. То, что Он говорил о Своей смерти как о решённом деле, свидетельствует о Его абсолютной решимости довести до конца порученное Ему Богом дело.

«Ныне» (дословно «а теперь»), когда Его земное служение подошло к концу, Иисус молился, чтобы Отец прославил Его славой, какая была у Него с Отцом прежде бытия мира (см. 1:1, 2). Как и в 17:1, Иисус просил Отца прославить Его; однако слава, о какой Он молил теперь, превосходила славу, о какой Он просил раньше. Если перед этим Иисус просил, чтобы Его смерть стала прославлением Его и в конечном итоге прославлением Отца, то теперь Он просил вернуть Ему вечную славу (см. 13:32), которая была у Него с Отцом ещё до сотворения мира. Здесь иными словами сказано об окончательном вознесении Иисуса по правую руку от престола Отца (см. Деян. 2:33; 7:55; Евр. 12:2). По словам Дж. Бернарда, «Слава Вечного Слова отличается от славы Слова, ставшего плотью».

Молитва Иисуса ещё раз свидетельствует о Его предвечном существовании (см. 1:1; 8:58; 16:28). Она также подразумевает, что Его воплощение в человека, хотя и не требовало полного отказа от божественной природы, означало отказ от славы, которая у Него была раньше. Иисус добровольно отказался от Своей славы, которую Он разделял с Отцом до сотворения мира и до Своего прихода на землю во плоти, чтобы стать искупительной жертвой за грехи мира. Теперь, когда Его миссия почти завершилась, Он просил о том, чтобы вернуть Себе славу, какая у Него была раньше, до того, как Он «сделался подобным людям» (Фил. 2:5–11). На кресте Иисус будет прославлен. Завершив Своё дело на земле, Он возвратится к положенной Ему славе, которая была у Него с Отцом до сотворения мира.

1 и 2 Тимофею и Титу