В одной из самых изменчивых и непредсказуемых сфер человеческой деятельности - музыкальном бизнесе - существуют и стабильные элементы, выдерживающие все смены моды, настроений, фантазий. И один из них, который был с нами с момента зарождения рок-н-ролла, и сегодня продолжает пользоваться популярностью, не уменьшающейся ни с течением времени, ни с изменением музыкального климата планеты. Это - Fender Stratocaster, по-видимому, самая популярная электрогитара в мире.
Причин много, но что больше всего привлекает всё новых и новых музыкантов в ряды его друзей, так это его универсальность.
Один только взгляд на список его владельцев и разнообразие их индивидуальных стилей вызывает уважение к его явно безграничным возможностям.
Барный блюз Рори Галлахера, слайдовая техника Рая Кудера, хард-рок Ричи Блэкмора и Гэри Мура, фолк Ричарда Томпсона и Саймона Николя, блюз-рок Эрика Клэптона и Марка Нопфлера.
А эти два друга Fender, максимально далекие друг от друга стилистически? Хэнк Б. Марвин (THE SHADOWS) и Джими Хендрикс.
Джефф Бек отказался от своих любимых Les Paul в пользу Fender в начале 1970-х, и в дальнейшем его редко можно было увидеть играющим на чем-то другом. Джордж Харрисон нарисовал на нем свою психоделическую картину для фильма Magical Mystery Tour. Когда Боб Дилан отрекся от акустики и «перейшел на электричество» в 1965 году, он сделал это на Stratocaster.
Добавим к этому списку любое количество никому не известных студийных музыкантов, полупрофессионалов, любителей играть исключительно дома и коллекционеров, которые за последние 30 лет полюбили Stratocaster, и мы получим вполне впечатляющее свидетельство его непреходящей привлекательности и способности адаптироваться к постоянно меняющимся тенденциям.
Интересно, что же такое особенное есть в этом вездесущем рок-н-ролльном механизме? Что делает его столь привлекательным? Давайте поближе познакомимся с этим товарищем и прикинем, что он может предложить музыканту.
Первоначальная цель дизайна Stratocaster заключалась в том, что Лео Фендер хотел в 1953 году создать гитару с твердым корпусом и собственным встроенным блоком тремоло. Это было то время, когда гитаристы начали ставить на уже готовые инструменты всевозможные устройства для изменения высоты звука (хорошо, если Бигсби), но частенько с менее, чем успешными результатами.
Bigsby:
Компания Fender усердно работала над своим новым устройством, и Stratocaster был запущен в производство только тогда, когда команда разработчиков была наконец удовлетворена эффективностью и действенностью устройства. И тот факт, что его дизайн остается неизменным и по сей день и оно по-прежнему работает лучше, чем у многих его конкурентов, может смело отдать должное их усердию и настойчивости. Система «Vintage tremolо» и сегодня гордо располагается среди лучших в очень сложной области гитарной механики!
Не будем забывать, что в 1950-х годах гитарные струны были реально толще, чем сегодня, и электрогитаристам еще только предстояло добраться до стадии, когда они начнут использовать в своей игре такие тонкости, как вибрато пальцами.
Так что рычаг тремоло позволял им немного украсить свои соло и иногда добавить драматизма аккордам. Берем любое соло Хэнка Марвина на ранних записях SHADOWS - правая рука Хэнка была просто приварена к рычагу тремоло.
А Джонни Кидд перед припевом Shakin' All Over?
Где-то в конце 1966 года один американский джентльмен по имени Джими Хендрикс выпустил свой первый сингл Hey Joe. Би-сайдом была песня Stone Free, гитарное соло которой продемонстрировало самое жестокое на тот момент злоупотребление рычагом Stratocaster.
Ну, наконец-то - прошло примерно 35 лет после того, как Док Кауфман придумал первую в мире систему тремоло, и вот теперь она обрела свое истинное предназначение!
Тремоло Дока Кауфмана:
Пройдет всего несколько лет после Stone Free, и такие гитаристы, как Ричи Блэкмор и Эдди Ван Хален доведут идею Джими до крайности, установив стандарты, по которым стал оцениваться весь хард-рок и хэви-метал.
Из-за системы тремоло игра на Stratocaster получается несколько «плотнее», чем на гитарах, оснащенных фиксированным бриджем. Пять пружин, расположенных внутри корпуса гитары, предназначены для того, чтобы возвращать бридж на место после того, как рычаг тремоло был нажат.
Но наличие пружин имеет и обратную сторону - каждый раз, когда вы хотите подтянуть струну (сделать бенд), вы преодолеваете не только естественное натяжение струны, но и сопротивление пяти возвратных пружин. Многие гитаристы компенсируют это тем, что ставят более тонкие струны на Страт. Имея, например, на Телекастере комплект Regular 10-46, можно поставить на Стратокастер более лёгкий 9-46.
Ещё одно из новшеств Stratocaster - гнездо, расположенное под углом на передней стороне корпуса. Идея заключалась в том, чтобы уменьшить вероятность случайного извлечения джека из гнезда неуклюжими ногами.
Знаменитая форма корпуса Stratocaster, благодаря которой держать его удобнее, чем его старшего брата Telecaster. Вырез на задней части корпуса способствует гораздо большему комфорту при контакте с ребрами грудной клетки гитариста.
Но самое главное - это звучание Fender Stratocaster, которое покоряет сердца многих музыкантов. Расположение его трёх звукоснимателей-синглов дает максимальный тональный диапазон. Итак:
Звукосниматель у грифа.
Дает красивый джазово-блюзовый тон, очень отчетливый, одинаково хорошо подходит, например, для фанкового ритма, простых аккордов или блюзовых соло.
Примеры?
Гитара Стива Хантера в Waiting For The Big One Питера Гэбриэла.
Гитара Стиви Рэй Вона на альбоме Дэвида Боуи Let's Dance.
И самый наглядный - оригинальная студийная версия Red House Джими Хендрикса - одна из лучших электроблюзовых гитар.
До Are You Experienced? - первого альбома Джими Хендрикса, Stratocaster по большей части игнорировался блюзовым братством, пуристы предпочитали электрогитары с более жирным звуком и более долгим сустейном - Gibson Les Paul и Gibson ES. Но Джими доказал, что Strat может быть таким же выразительным и таким же проникновенным по звучанию, как и Gibson, и сегодня он более популярен среди исполнителей блюза и соула, чем любая другая гитара.
Звукосниматель номер два - средний.
Изрядно оклеветанный и менее используемый звукосниматель, которым пренебрегают многие музыканты из-за его недостаточно характерных свойств - он и не яркий, и не мягкий, и по звуку оказывается как бы между двумя стульями, и не то, и не сё.
И тем не менее он выдаёт сильный и четкий сигнал, идеально подходящий для соло. Тщательный слуховой анализ, проделанный экспертами, показал, что Джими Хендрикс сыграл большинство своих лучших соло, используя именно центральный звукосниматель.
Он также нравится многим регги-гитаристам и слайдовым гитаристам, например, Лоуэллу Джорджу (LITTLE FEAT).
С другой стороны, Робби Робертсон (THE BAND) вообще удалил средний звукосниматель с некоторых своих стратокастеров.
Звукосниматель номер три.
Лихо поставлен под углом перед бриджем, и в чем-то является ахиллесовой пятой Stratocaster. По факту он выдаёт отличный звук - очень яркий и острый. Но есть гитаристы, которые считают, что этого не совсем достаточно, хочется чего-то большего с позиции отклика и громкости по сравнению с двумя другими звукоснимателями. Отметим, что большинство рок-музыкантов используют этот звукосниматель для сольной работы, и изначально казалось логичным заменить его на более мощный, хотя многие и не хотели портить оригинальный классический Fender.
Однако если на студии особых проблем в данном случае не существует, то на сцене при переключении с ритм-звукоснимателя (переднего или среднего) на бриджевый для соло он не дает того дополнительного толчка, который необходим многим соло-гитаристам.
Что ж, в 1980 году компания Fender выпустила новую версию Stratocaster, которую окрестила The Strat. На этой модели у бриджа был установлен более мощный звукосниматель, что в какой-то степени решило проблему.
The Strat
В 1980-х начали выпускаться и другие версии The Strat на разные вкусы с хамбакером у бриджа взамен диагонального сингла.
В дополнение к этим трем вариантам звучания трех разных синглов можно объединить первый и второй или второй и третий звукосниматели, и получить так называемый эффект «out-of-phase», частенько используемый такими гитаристами, как, например, Эрик Клэптон, Марк Нопфлер или Адриан Белью.
Впервые идея была представлена широкой публике летом 1970 года, когда Эрик Клэптон выпустил свой первый сольный LP для ничего не подозревающего мира. Многие поклонники, ожидавшие чего-то совершенно иного от гитариста CREAM, были шокированы непринужденным кантри-блюзовым альбомом, на котором Эрик играл на очень дешевой гитаре. Клэптон отказался от своих Les Paul и Marshall в пользу менее насыщенного фанкового звука Stratocaster и небольшого простенького усилителя. И вскоре магазины подержанных пластинок были заполнены альбомами Эрика Клэптона. Мир просто тогда не был готов к этому новому звучанию.
Нет-нет, Клэптон был далеко не первым, кто обнаружил, как можно добиться этого странного эффекта. Многие владельцы Strat к тому времени уже давно поняли, что если удастся зафиксировать трехпозиционный переключатель звукоснимателей посередке между существующими позициями, получится этот необычный звук, поскольку два звукоснимателя будут работать одновременно.
Но Эрик, безусловно, был первым, кто привлек к идее всеобщее внимание, хотя потребовалось ещё некоторое время, чтобы достойным образом оценить это. Американские группы LITTLE FEAT, ORLEANS и STEVE MILLER BAND начали использовать подобное звучание в своих записях в начале-середине 1970-х, но летом 1978 года появился Марк Нопфлер со стилем игры, как будто специально созданным для такого звука. И успех первого альбома DIRE STRAITS на сей раз прочно зафиксировал его в сознании широкой публики, покупающей пластинки. Сегодня некоторые так и называют его «звуком Нопфлера».
Правда, с оригинальными трехпозиционными переключателями было очень непросто фиксировать рычаг переключателя между положениями - механизм имел тенденцию переводить переключатель в ближайший стандартный режим. Так что вскоре стало ясно, что возникла потребность в пятипозиционном переключателе, который даст новым Stratocaster два дополнительных пресета и удовлетворит тех музыкантов, которые порой теряли терпение, возясь со старыми переключателями.
И к концу 1977 года пятипозиционный переключатель стал, наконец, неотъемлемым элементом стандартной комплектацией Stratocaster.
О прочих особенностях Stratocaster: регулятор громкости, общий для всех трёх звукоснимателей и расположенный рядом с бриджевым звукоснимателем, удобен для имитации игры смычком мизинцем правой руки. У него два регулятора тембра, в стандартном варианте - для первого и второго звукоснимателей.
Говорят, что нет двух Stratocaster, которые звучали бы совершенно одинаково. Звукосниматели, размеры грифа и характеристики дерева немного менялись с годами, но базовая конфигурация оставалась неизменной. И при этом - тонких различий в звуке и ощущении при игре предостаточно.
Пока есть группы с гитаристами, будет и Fender Stratocaster. Невозможно представить себе музыкальную сцену без него, и вряд ли он когда-нибудь исчезнет. Уж в ближайшие лет 50 - точно!