Диагноз "элективный мутизм" - "избирательная немота" - становится довольно распространённым в наши дни. Выскажу свою гипотезу по этому поводу ниже, а пока опишу, чем характеризуется расстройство, как отличить мутизм от других расстройств, связанных с нарушением речи.
Итак, элективный (или еще его называют как селективный, избирательный) мутизм представляет собой нарушение способности ребёнка разговаривать с людьми в определённых социальных ситуациях, когда от него требуется или ожидается, что он будет говорить.
Часто мутизм возникает в возрасте 4-5 лет, когда уже известно, что малыш прекрасно владеет речью и понимает её. Ребёнок просто-напросто замолкает.
Обычно ребёнок, подросток может разговаривать со своими близкими, но молчит в детском садике, в школе, не разговаривает с незнакомыми людьми. Если подобное избирательное молчание началось в дошкольном возрасте, как правило, родители игнорируют эту особенность ребёнка до начала школьного периода. Они могут объяснять себе и другим, что просто ребёнок интроверт, не любит обращать на себя внимание и т.п.
Однако в школе начинаются серьезные проблемы, поскольку ребёнок не разговаривает с учителями, не отвечает на уроках, не выступает у доски, и не потому что не готов к урокам, а потому что он игнорирует любые требования по поводу вербального контакта. Он может выполнять письменные работы, иногда вполне неплохо, но в целом скатывается по учёбе, поскольку не каждый учитель готов к такому положению вещей. Справиться с эмоциями отвержения непросто любому, кто сталкивается с подобным явлением, даже если ребёнку дают справку об особом состоянии, предупреждают учителя.
Только представьте, умный подросток смотрит вам в глаза и молчит, абсолютно молчит, когда вы пытаетесь у него что-то узнать. Определённо для взаимодействия с таким ребёнком необходима выдержка и подготовка.
Итак, давайте разберёмся, что же это за особое состояние, с которым вполне успешно можно закончить и школу, и в дальнейшем вуз.
Диагноз ставят неврологи и психиатры на основании жалоб родителей при условии, что ребёнок молчит уже больше месяца, и его молчание повторяется в типичных контекстах - школа, детский сад, больница, т.е. пространство с потенциально чужими людьми.
Казалось бы, состояние напоминает социфобические реакции. Но нет, ребёнок не страдает социофобией, он вполне свободно и активно может коммуницировать со своими сверстниками в обстановке, где нет взрослых в роли директивного наставника (учителя, воспитателя, тренера) или таких взрослых фигур, которых он относит к авторитарным. Кроме того, по настроению он может разговаривать на отвлечённые темы со своими близкими и порой удивлять их своей развитостью.
Еще одним признаком, отличающим мутизм от других расстройств, является наличие достаточного словарного запаса для всех ситуаций, в которых он оказывается в роли молчуна.
Мне доводилось работать с замолчавшими детьми. Когда они вдруг начинали говорить, то восхищали своей осведомлённостью по многим темам, довольно широким лексиконом, которым могли пользоваться легко и непринуждённо.
Когда я осторожно возвращалась в темы, связанные с самим ребёнком, его жизнью, вербальный контакт заканчивался, и мне становилось понятным, какие темы оказывались под грифом "секретных".
Конечно же, ребёнку необходима психотерапия, и чем раньше она начнется, тем меньше риска для нарушения развития и осложнений в виде вторичных психогенных расстройств.
В психотерапии он может получить опыт взаимодействия с недирективным взрослым, получить от него разрешение на признание своих чувств и их выражение в конструктивной форме. Требуется от года до двух лет регулярных встреч с психологом, прежде чем проявится результат. Здесь требуется терпение и родителей, и самого специалиста.
К сожалению, не каждый специалист (даже детский психолог) не только не выдерживает молчащего ребёнка, но даже и не готов работать с подобными случаями.
В чем риск формирования вторичных психогенных расстройств при элективном мутизме?
Уставшие родители, неврологи и другие специалисты, которым не хватает то ли квалификации, то ли терпения, могут стигматизировать таких детей, ошибочно устанавливая диагноз аутистического спектра. Понятно, что в будущем ребёнка будет сопровождать своеобразный штамп неполноценности из прошлого, что создаёт предпосылки для определённых социальных ограничений.
Сам ребёнок может начать верить в свою особенность со знаком минус, если получит много негативной обратной связи не только из внешней социальной среды, но и в своей собственной семье. Обозлённость на весь мир и других людей может способствовать усилению социальной изоляции и нарушению адаптации.
Причины "избирательной немоты"
Помимо органических повреждений (черепно-мозговые травмы в анамнезе - сотрясения головного мозга, нейроинфекции, гематомы, энцефалопатии) и конституциональных особенностей в истории ребёнка с элективным мутизмом зачастую просматривается наличие таких эмоционально-личностных особенностей, как застенчивость, впечатлительность, робость, чувствительность.
Как правило, дебют селективной немоты связан со стрессовыми ситуациями, которые вызывают у впечатлительного ребёнка сильный эмоциональный отклик - переезд в другую страну, другой город, развод родителей, смерть одного из родителей или значимых людей и т.д.
Непоследовательный стиль воспитания и дисгармоничные семейные отношения с неуверенными в себе родителями и/или родителями с высоким уровнем социальной тревоги наряду с деспотично-авторитарным проявлением лидерства в семье являются пусковым звеном для формирования элективного мутизма.
В основе расстройства - пассивная агрессия как молчаливый протест против сложившейся ситуации (любовь матери к других детям, контроль и требования авторитарного родителя, развод родителей и их попытка разделить детей и т.д.)
Часто ребёнок обращает на себя внимание таким особенным образом, чтобы родители смогли помириться и разрешить свои конфликты через реализацию общей цели - помочь ребёнку справиться с расстройством. В семье с молчащим ребёнком, как правило, вообще отрицаются какие-либо конфликтные аспекты одним или двумя родителями.
В случае, когда один родитель упорно отрицает наличие проблем, а другой вынужденно соглашается и любой его протест против сложившейся ситуации осуждается, происходит подавление чувств и агрессии, и ребёнок через своё молчание демонстрирует замалчивание между родителями наличия напряжения и накопившихся до критического уровня психологических проблем.
Таким образом, молчание ребёнка связано как со своими собственными переживаниями, так и с чувствами, которые отрицает родительская пара, о которых нельзя говорить.
Запрет на выражение того, о чем нельзя говорить в семье, но что ребёнок чувствует и понимает, приводит к тому, что подавляются всё чувства, ребёнок замолкает, не имея способов выразить свои переживания. Пассивное отыгрывание агрессии в моменты, когда взрослые испытывают бессилие из-за молчания ребёнка/подростка и фактически демонстрируют своё фиаско, снижает на некоторое время внутреннее напряжение подростка.
Вероятно, в такие моменты происходит отыгрывание неподчинения авторитарному требующему родителю и демонстрация своей молчаливой власти - "зуб за зуб".
К сожалению, без психотерапевтической помощи такого рода стиль взаимодействия с другими может закрепляться, создавать существенные препятствия для социальной адаптации и предпосылки для формирования тяжелого характера.
В действительности вся семья нуждается в психокоррекции. При своевременно начатом комплексном лечении дети имеют все шансы на полное выздоровление и успешную социализацию. Будьте внимательны к себе и своим детям!
Распространённость расстройства считается невысокой - около 1% населения. Но нельзя исключить, что цифры слишком занижены, поскольку часто с этой проблемой родители никуда не обращаются, а пытаются воспитательными мерами разрешить вопрос молчания ребёнка. Кроме того, возможны диагностические ошибки, когда состояние ребёнка расценивается как расстройство аутистического спектра (РАС).
Элективный мутизм скорее имеет невротическую природу.
На мой взгляд, гораздо чаще встречаются подобные случаи, чем гласит статистика, и более того, возможен рост молчащих детей из-за повышения агрессии и тревожности в обществе в целом.
© Анжелика Стражкова, 2023. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Анжелика Николаевна Стражкова - психолог, ведущая динамических групп, аккредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение! При необходимости консультации специалистов обращайтесь на наш канал Пси беседка в Телеграм и к помощникам https://t.me/apsyonline.
Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах.
Больше материалов на Телеграм-канале, подписывайтесь на канал Глубинная полимодальная супервизия https://t.me/hypervisia