Среда, 05 апреля - «Крымская газета».
На один день в Евпаторийском краеведческом музее вниманию посетителей представили автограф выдающегося русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Рахманинова. Экспозицию приурочили к 150-летию со дня его рождения.
Следует пояснить, что среди музейных экспонатов автографы композитора относятся к первой категории ценности и имеют мировое значение. Почтовую открытку с надписью, сделанную будущим классиком русской музыки, в фондах музея более 40 лет назад обнаружила тогда старший научный сотрудник, а ныне заместитель директора учреждения по научной работе Людмила Дубинина. По её словам, экспонат попал в музей вместе с архивом преподавателя рисования Евпаторийской гимназии Георгия Харлампиевича Бояджиева, первого хранителя местного музея культуры, на базе которого впоследствии был создан Евпаторийский краеведческий музей.
На лицевой стороне открытки, выпущенной Российским музыкальным издательством в Берлине, – графический портрет Рахманинова в розовато-коричневых тонах. Там же указано авторство рисунка: Роберт Штерль. Профессор Дрезденской академии изобразительных искусств, он пользовался успехом именно как портретист. По словам Дубининой, с художником композитор познакомился в годы пребывания в Дрездене (как известно, с 1906-го до середины апреля 1909 года Рахманинов жил в Германии) и впоследствии был дружен
Этот портрет Штерль выполнил по заказу другого выдающегося музыканта, дирижёра и контрабасиста, основателя Российского музыкального издательства Сергея Кусевицкого. Людмила Дубинина напомнила, что Рахманинов как способствовал возникновению Издательства в 1909 году, так и впоследствии принимал участие в его деятельности.
Слева на открытке сделанная рукой композитора надпись: «Екатерине Петровне Бояджиевой. С. Рахманинов. 8 января 1912 года». Ниже ещё один автограф Сергея Васильевича, сделанный ранее, 10 апреля 1909 года, а справа внизу – автора рисунка Штерля. Есть на открытке и по-своему загадочная приписка, сделанная Рахманиновым: «К сожалению, вторую просьбу исполнить не могу! С. Р.»
– Почтовая открытка адресована Екатерине Бояджиевой, жительнице Евпатории, преподавательнице музыки, подарена она Сергеем Васильевичем в 1912 году, – поясняет замдиректора музея по научной работе. – Этот экспонат дополняет круг общения, личные связи великого пианиста и композитора. Известно, что в конце 1911 и начале 1912 годов Рахманинов находился с семьёй в Москве. Очевидно, из Москвы он послал открытку со своим автографом Бояджиевой в Евпаторию, куда она ранее переехала из Симферополя. Как о квалифицированном педагоге о ней с похвалой отзывался таврический губернатор Пётр Лазарев, детям которого на протяжении двух лет в начале прошлого века Екатерина Петровна давала уроки. Сведения о том, чем Бояджиева занималась в Евпатории, не сохранились. Однако в путеводителе по городу, составленном в 1913 году Василием Пьянковым, она упомянута как «преподавательница музыки».
Говоря о «второй просьбе» Екатерины Петровны, которую не мог выполнить композитор, исследовательница отмечает, что её содержание до сих пор остаётся тайной.
– Возможно, Бояджиева просила великого композитора и пианиста приехать и выступить в Евпатории, – допускает Людмила Дубинина. – Можно предположить, что Екатерина Петровна вообще поддерживала связи с известными композиторами и исполнителями своего времени. Среди документов из архива семьи Бояджиевых, хранящихся в фондах музея, сохранилась не только открытка с автографом Рахманинова, но и подаренная Екатерине Петровне в 1899 году в Симферополе фотокарточка Осипа Соломоновича Габриловича, известного пианиста и дирижёра, впоследствии музыкального директора Детройтского симфонического оркестра, с дарственной надписью.
Алексей ВАКУЛЕНКО