Водопадов в Карелии много: больших и малых, шумных и не очень, труднодоступных и превратившихся в туристическую «мекку». Можно ли поставить в один ряд к ним Шаваньскую плотину? С одной стороны – да, вода с нее падает и делает это весьма и весьма шумно, куда там знаменитому Кивачу. С другой стороны – это плотина, т.е. творенье рук человеческих, гений инженерной мысли. Однако по своей красоте и фактуре Шаваньская плотина поспорит с многими природными падунами. Итак, давайте разбираться.
Сегежский район республики Карелия. Туриста в первую очередь влечет сюда Воицкий падун, водопад около пгт. Надвоицы, но о нем позже. Совсем рядом, в протоке реки Нижний Выг и находится Шаваньская плотина. Добраться не сложно. Двигаясь по трассе «Кола» со стороны Медвежьегорска доезжаем до поворота (тут: 63.736457, 34.105526) и уходим на Сегежу
Очень небольшой, но уютный провинциальный городок с населением около 23 тыс.человек.
Здесь будет возможность заправиться на сетевых АЗС, выпить кофе, посмотреть на небольшую, но колоритно вписывающуюся в пейзаж церковь Троицы Живоначальной (ориентир: Сегежа, улица Антикайнена, 10 или 63.743612, 34.289920)
или доехать до берега Выгозера. Кстати Беломоро-Балтийский канал идет через него.
Далее уходим на Надвоицы, проезжаем их и берем курс на поселок с поэтичным названием «Поселок при 11 шлюзе ББК» (ББК – Беломоро-Балтийский канал).
Второй вариант при движении по трассе «Кола» со стороны Мурманска: сворачиваем под указатель «Надвоицы» здесь: 63.968916, 34.054982 и аккуратно следуем прямо по дороге около 15 километров. Что примечательно, трасса Кола по большей степени в идеальном состоянии, за исключением участков с «вечным ремонтом», катись и никуда себе не дуй. Однако любой поворот в сторону и качество дороги сходит на нет. Здесь ситуация аналогичная, асфальт разбит и потребует внимательной «рулежки».
Не доезжая Надвоиц не пропустите поворот: 63.904698, 34.251670.
Уходим по нему. Слева будет кладбище, справа ж/д линия, кою километров через шесть и пересечем. А при переезде будет отличный ориентир: наскальная живопись, оставленная человеком современным, но по своему складу, стремящемуся к человеку древнему. Но если изображения наших древних предков носили характер ритуальный, отображали их действительность и дошли до нас в виде петроглифов, представляющих неподдельный интерес, то «петроглифы» современности повергают в уныние
Вообще, как по мне, сия живопись - «бич» всей трассы «Кола». Было бы гораздо приятнее смотреть в дороге на отвесные камни с мачтами стройных сосен, не тронутые кистью проезжающего туриста. Но, тут каждому свое. Впрочем, мы отвлеклись.
Сделав петлю через ж/д переезд дорога выведет к вышеупомянутому поселку при 11 шлюзе ББК. Дорога, повторюсь, подразбита, но проезжаема на авто любого класса. Навигатор может не найти поселок, поэтому конечная точка маршрута здесь: 63.951222, 34.251628
Дорога упрется в мост с ограждением и предупреждающими знаками: проезд запрещен, сьемка тоже, режимный объект, расстрел и все пр. Перед мостом мы и оставили машину. Шум плотины слышен уже отсюда, да ещё какой. Покинув салон понимаешь сразу - искомый объект здесь.
На другом конце моста будка с охраной, но на мои упражнения с фотоаппаратом, как, впрочем, и на нас самих внимания никто не обратил. И вот отсюда, с моста, плотина предстает во всем своем шуме и величине.Уникальность этой плотины в том, что она построена из дерева. Точнее – наклонные деревянные ряжи заполнены камнем. Так как плотина переливная, то дерево постоянно смачивается водой и от этого не гниет - плотина служит непрерывно с 1933 года!
Эксплуатируется в качестве водосливной плотины, регулирующей уровень воды Воицкого водохранилища, а также участвует в пропуске паводковых вод. Немного уйдем в историю создания.
Шаваньская водосливная плотина №23 была возведена по проекту инженера К.М. Зубрика (1889-1967 гг.) в период с января 1932 по август 1933 в ходе строительства Беломоро-Балтийского канала. Представляет собой деревянную, ряжевую конструкцию.
При строительства громким лозунгом звучало – строить не из обычных дефицитных материалов, а из того, что находится под рукой. Железо должно быть заменено всюду, где это возможно деревом и другими подручными материалами.
Итак, при сооружении плотины было использовано 334 пог.км. бревен, 17,6 тыс.м3 бетона, выработано 53 тыс.м3 скальных пород, около 130 тыс.м3 мягких грунтов. И это практически вручную, силами и жизнями «каналоармейцев» (да-да маховик ГУЛАГа уже крутился во всю мощь и именно отсюда пошло прижившееся «з/к» - заключенный-каналоармеец). Общая длина сооружения 104 м., максимальная высота 17,9 м.
Для справки: Суэцкий канал длиной 160 км. строили 10 лет. Он соединил моря, без перепада уровня воды, а, значит, строить шлюзы было не нужно. Панамский канал длиной 80 км с двумя шлюзами строили 28 лет. А Беломорско-Балтийский канал протяженностью 227 км построили за 1 год и 9 месяцев. И это там, где 9 месяцев в году холодно, а в остальное время скажем так – не жарко. Большой амбициозный проект, должный показать размах и мощь молодого социалистического государства. Страна требует большого в малые сроки. Нужны руки и головы. И если с первым проблем не возникало – ГУЛАГ исправно поставлял рабочую силу, то квалифицированных инженеров способных реализовать проект было гораздо меньше.
В поле зрения ОГПУ попадает молодой, амбициозный инженер Климент Зубрик. В 1930 г. приговорен по распространенной ст. 58-7 по обвинению в причастности к вредительской организации в систему водного хозяйства. Срок – 10 лет. Обычная в общем то для тех лет история. В 1931г. находится в заключении на строительстве Беломорканала, но уже в 1932 г. Зубрик, как инспектор работ при главном инженере строительства сидит в кабинете над компоновкой схемы узлов. Ряжевые плотины не его задание, но разговоры о них долетают до его слуха. Климент листает английскую книжку по инженерии и натыкается на рисунок с каким-то подобием ряжа. Но бревна положены не горизонтально, а несколько наклонно. Внезапно его осеняет мысль: а, что если повернуть обычный ряж на 45 градусов?
Начинает прикидывать, делая первые наброски карандашом. Зубрик волнуется, не находя примера из области техники держит в голове вполне бытовой образ – должно получится что-то вроде корзинки с камнями. Над его столом склоняется все больше лиц, гомонят, много курят, прикидывают варианты – сырой проект начинает обретать первые черты, чтобы впоследствии стать жемчужиной лагерной стройки.
В ноябре 1932 Зубрика досрочно освобождают, в 1933 награждают орденом Трудового Красного знамени и восстанавливают в гражданских правах со снятием судимости. Для него все заканчивается хорошо. А его творенье до сих пор поражает своим изяществом и стойкостью. Союзом воды, камня и дерева.
С шумом и брызгами падает вода, гудит, зажатая каменными берегами
уносится дальше, более не сдерживаемая плотиной
Да, Шаваньскую плотину к водопадам, в классическом их понимании, причислить нельзя. Но стоя на каменном берегу, слушая мощь падающей воды понимаешь – этот объект по своей фактуре даст фору многим падунам.
И даже разбитая дорога сюда определенно того стоит. Присовокупив же к плотине визит на Воицкий падун (о нем в следующей статье) заезд в Сегежский район станет обязательным пунктом программы путешествия.