Найти в Дзене

Пять мудростей

Просили рассказать про пять мудростей .

----

Пять мудростей являются качествами полностью реализованного, полностью развитого ригпа.

Ум живого существа находится под воздействием различных помрачающих факторов, клеш.

Коренная клеша неведения порождает клеши зависти, ревности, ненависти, трусости, гнева, жадности, страстного желания.

Существует огромное количества клеш, где коренные клеши разветвляются всё больше и больше.

Конечно, сознание это не только проявления клеш, поскольку каждый обладает природой Будды.

По мере практики Дхармы клеши очищаются и трансформируются в пять мудростей. Будучи полностью развитыми, пять мудростей характеризуют ум Будды.

В некотором роде, человеческие глупости превращаются в Будда мудрости. Эта трансформация происходит таким образом, что чем меньше проявляют себя клеши, тем сильнее проявляют себя мудрости. Если клеши нет совсем, то мудрость проявляется в полной мере, в полном раскрытии. Например, если нет клеши гнева, то проявляется зеркалоподобная мудрость.

Пять мудростей начинают появляться уже в ходе пути. Что это за мудрости?

1. Когда нет клеши неведения, то ты обладаешь знанием (мудростью) Дхармадхату.

Дхармадхату - это источник всех дхарм и базовое пространство, в котором существуют все дхармы.

Когда существо знает Дхармадхату, такое состояние называется ригпа.

То есть ригпа идентично знанию Дхармадхату.

Знание Дхармадхату - источника всех дхарм - это знание источника своего собственного сознания.

Знание Дхармадхату - это знание природы реальности, основы реальности.

Когда знание Дхармадхату в полной мере развито, то у тебя абсолютно нет неведения.

Состояние незнания - маригпа- отсутствует.

По мере прохождения пути у тебя уже присутствует знание Дхармадхату, но оно затемняется моментами неведения.

У будд эти моменты неведения отсутствуют.

2. Клеша гнева трансформируется в зеркалоподобную мудрость.

Гнев - это реакция на всякие раздражители, когда ты воспринимаешь раздражитель, как реальный.

Украинец (русский) - негодяй, ты проявляешь гнев и считаешь, что это правильно.

При наличии зеркалоподобной мудрости ты видишь все явления не как реальные, самосуществующие, а как отражения в зеркале, как нереальные, иллюзорные, как отражения твоей собственной изначальной природы Будды.

В обычной жизни ты проявляешь гнев потому, что считаешь, что плохой - другой. Поскольку он плохой, то ты вполне естественно проявляешь гнев.

Но с точки зрения Дхармы ты проявляешь гнев потому, что не контролируешь свой гнев. Другой может быть плохим и каким угодно, но совсем не обязательно проявлять при этом гнев.

Гнев - это демонстрация твоей несдержанности, ты просто попал под влияние клеш.

Обладая зеркалоподобной мудростью, ты видишь действия живых существ, как отраженные в зеркале Дхармакайи, они теряют свое реальное существование. Таким образом у тебя больше нет гнева, ты не гневаешься на отражение в зеркале. Даже если ты видишь уродливое отражение в зеркале, то не гневаешься на него, потому что это всего лишь отражение.

Ординарное человеческое сознание воспринимает всё, как идущее со стороны феномена. Такой ум не анализирует феномены, а просто принимает их такими, какими они ему являются. Все феномены в его восприятии идут как бы со стороны мира.

К примеру ты впадаешь в гнев и агрессию, потому что кто-то там негодяй и сделал нечто скверное.

Ты впадаешь в желание, потому что кто-то очень красивый или обладает вещью, которой у тебя нет.

Но когда ты приходишь к пониманию пустотной природы вещей или хотя бы просто концептуально развиваешь праджню, то ты видишь, что всё идёт со стороны себя и ум лишь приписывает вещам качества. Ум говорит - это негодяй и сразу гневается на этого негодяя. Или он говорит, что у этого богатого мерзавца дорогая машина, мне нужна такая же. При этом он тут же впадает в ярость по этому поводу.

Есть две кармические причины проявления гнева.

Первичная кармическая причина та, что у тебя есть привычка проявлять гнев. Вторичная кармическая причина та, что тебе что-то не понравилось снаружи и ты проявляешь гнев. Ты проявил гнев, потому что там был кто-то плохой, потому, что тебе что-то не понравилось.

Будды видят мир, как проявление ума, а не как самосуществующие вещи, которые существуют независимо от их сознания.

,,Самосуществующий" - это когда качества как бы принадлежат самому этому феномену. Например, кто-то - твой враг, потому что он такой мерзкий негодяй и во всем виноват именно он, он сам по себе плох. А он плох для тебя.

Ты считаешь, что он - враг, ты приписываешь ему плохие качества.

А на самом деле он - пуст. Что отнюдь не отрицает относительную истину и не отрицает необходимость реально реагировать на реальные ситуации.

Но это относится уже к различающей мудрости.

3. Различающая мудрость появляется в результате трансформации клеши страстного желания. Когда кто-то находится под влиянием клеши страстного желания, то он видит объект своего страстного желания совсем не таким, каким его видят все остальные.

Он наделяет его невероятно привлекательными качествами и ему кажется абсолютно необходимым обладать этим объектом. Каким бы объект не был - будь то существо другого пола, деньги, власть. Существу кажется, что абсолютным благом является обладание этим объектом своей страстной привязанности. Он видит вещи абсолютно неадекватно. Когда по ходу практики энергия клеши страстного желания всё более растворяется, то проявляется различающая мудрость, которая видит феномены этого мира такими, какие они есть, без наделения их какими-то субъективными качествами.

Она видит объективно. Она видит и понимает качества всех феноменов относительной реальности.

Когда различающая мудрость доведена до полного совершенства, то она знает абсолютно все в мире так же, как, например, знал Будда Шакьямуни.

Она знает в какой взаимосвязи находятся феномены и как с ними лучше взаимодействовать. То есть различающая мудрость обладает абсолютным знанием относительных феноменов. Трансформация клеши желания приводит к раскрытию различающей мудрости.

Каждой мудрости соответствует определенный Будда и Будда-семейство.

Различающей мудрости соответствует Будда Амитабха и семейство Лотоса.

4. Клеша зависти обычно желает чего-то такого, чего нет у тебя и есть у другого, и ты очень не хочешь,чтобы у другого было что-то такое, чего нет у тебя. Существо хочет, чтобы у другого было хуже и меньше, чем у него, а у него самого было больше и лучше.

В результате трансформации клеши зависти возникает всесовершающая мудрость, которая способна совершать действия на благо живых существ без всякого различения их на богатых и бедных, хороших и плохих, Она будет точно также совершать действия на благо отвратительных, богатых, нацистских шовинистов и негодяев, как и действия на благо прекрасного и добродетельного Александра Дугина.

Христиане говорят, что смысл и суть жизни заключается в том, что Господь в результате разделит существ на козлищ и агнцев (так пишет Дугин). Козлищ он отправит пинками в ад, а агнцы будут наслаждаться всеми благами его присутствия.

Всесовершающая мудрость не разделяет существ на козлищ и агнцев, и совершает всё, что нужно для них, без всякого различения между ними.

Всесовершающая мудрость - это когда совершается действие. Всё, что надо, должно быть совершено. Совершенно спонтанно, зная, что и как надо делать.

5. Всемовершающая мудрость напрямую связана с мудростью равностности. Мудрость равностности проявляется в результате трансформации клеши гордости. Всё, что написано про всесовершающую мудрость, можно сказать про мудрость равностности .

Мудрость равностности - это такое равное отношение.

Но не только в том смысле, что все воспринимаются, как равные. Всё воспринимается, как равное, также в смысле того, что всё есть пустота и всё есть Дхармакайя

---- Р.S.

На семинаре Доржонга Ринпоче спросили : ,,я понимаю, что нужно сострадать страдающему существу. Но как сострадать отъявленному негодяю?"

Ответ был таков.

,,Негодяи заслуживают самого большого сострадания, потому что они находятся в состоянии самого большого помрачения.

С буддийской точки зрения существо не является негодяем. Оно является сознанием в состоянии большого помрачения. Если маньяк Чикатило убил детишек, женщин, то это значит, что его сознание, находящееся под воздействием чудовищной негативной силы, не только приносит страдания другим, но и само очень тяжело страдает.

Это не отменяет наказания по факту преступления .

Получали сегодня в Таши-Джонге Ванг Падмасамбхавы Долгой жизни.
Получали сегодня в Таши-Джонге Ванг Падмасамбхавы Долгой жизни.